Березницкий С. В. Власть знаний как основа деятельности Петра Первого при создании имперской идентичности России

Сергей Васильевич Березницкий
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6235-5542
E-mail: svbereznitsky@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Первоначальный смысл понятия «империя» означал высшую государственную власть народа. Впоследствии власть перешла к ее единственному обладателю — императору, проецировалась на подвластную ему территорию. Постепенно иерархическая структура власти укоренилась в менталитете и традициях народа. Для империи как этнокультурного, социально-экономического, внутри- и внешнеполитического института характерны такие компоненты, как абсолютная сакральная власть императора, опирающаяся на силовые ведомства, армию, флот, фискальные органы и бюрократический аппарат; особый хронотоп: четко организованная (центр — периферия) территория (власть над пространством), календарь (власть над временем); культура, образование, наука, идеология и идентичность (власть над умами и сознанием). Обязательным является признание имперского характера этих структурных элементов со стороны иностранных держав. Именно такая эволюция создания Российской империи и имперской идентичности на базе русского суперэтноса просматривается в деятельности Петра Первого, ставшего Великим и Отцом Отечества. В отличие от других императоров, Петр не занимался стяжанием богатств и привилегий, накапливая в соответствии со своей феноменальной работоспособностью и природной любознательностью прикладные и теоретические знания в сфере многих ремесел, технологий, гуманитарных, общественных и естественных наук. Он использовал эти знания для того, чтобы управлять огромной империей, многочисленными народами, расселенными в ее различных частях, обладающими специфичными, а порой и уникальными цивилизационными, культурными, этническими, языковыми, ментальными характеристиками. Петр обладал особой имперской властью — властью знаний. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Российская империя, Петр I, имперская идентичность, власть знаний

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-44-54
УДК 39:930.85

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. М.: Кучково поле, 2016.
  • Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. СПб.: Питер, 2009.
  • Бенуа А. де Против либерализма (к четвертой политической теории) / пер. с фр.; предисл. А. Дугина. СПб.: Амфора, 2009.
  • Богатырев С. Н. Шапка Мономаха и шлем наследника: репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011. № 1 (9). C. 183–186.
  • Богатырев С. Н. Золото шапки Мономаха // Родина. 2012. № 9. С. 132–135.
  • Бочаров В. В. Политическая антропология // Антропология власти: хрестоматия по политической антропологии: в 2 т. / сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т. 1. Власть в антропологическом дискурсе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 14–48.
  • Вольтер О. В. Национальная идеология как основа самодержавной власти Российской империи в XVIII веке // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2009. № 3. С. 21–24.
  • Герасимов Г. И. Идеалистическая история России (середина XIX — начало XX вв.): в 2 т. Т. 2. М.: Институт общественного проектирования, 2013.
  • Герье В. И. Лейбниц и его век: отношения Лейбница к России и Петру Великому. СПб.: Наука, 2008.
  • Демина С. А. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России // История и археология. 2014. № 4. С. 5.
  • Жилина Н. В. Шапка Мономаха: историко-культурное и технологическое исследование. М.: Наука, 2001.
  • Жукова О. А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 25–30.
  • Игумнова Л. О. Имперская идентичность Европейского союза и России // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6. С. 45–55.
  • Именной Указ Петра Великого от 5 ноября 1723 года: «О заведении в России фабрик, об освидетельствовании мастеров, вывезенных из других Государств, об отпуске их в отечество по миновении сроков, по контрактам и об умножении производства пеньки в Великой и Малой России» // ПСЗРИ. Т. 7. 1723–1727. № 4345. СПб.: тип. II Отделения Собственной ЕИВ Канцелярии, 1830. С. 150–151.
  • Каррер д’Анкосс Э. Евразийская империя: История Российской империи с 1552 г. до наших дней / пер. с фр. А. А. Пешкова. М.: РОССПЭН, 2010.
  • Коренная В. С. Культурное наследие как воспитательный фактор в системе школьного образования: дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2021.
  • Корнетов Г. Б. Проекты Г. В. Лейбница по распространению в России образования и науки (к 300-летия со дня смерти великого немецкого мыслителя и просветителя) // Историко-педагогический журнал. 2016. № 4. С. 99–132.
  • Лапина Т. С. Аксиология культуры // Культурология. 2008. № 1 (44). С. 34–44.
  • Лурье С. В. Российская империя как этнокультурный феномен // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 56–64.
  • Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 108–115.
  • Малинова О. Ю. Актуальность прошлого: история, память и политика идентичности // Дискурсология: методология, теория, практика. 2016. Т. 1, № 10. С. 156–166.
  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005.
  • Мартьянов В. С. Строительство политической нации и этнонационализм // Логос. 2006. № 2 (53). С. 94–109.
  • Миллер А. И. История понятия «нация» в России // Отечественные записки. 2012. № 1 (46). С. 162–186.
  • Осминская Н. А. Проблема всеобщей науки и классификации наук в ранних текстах Г. В. Лейбница 1666–1669 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2013. № 1. С. 19–29.
  • Павленко Н. И. Полудержавный властелин. М.: Политиздат, 1991.
  • ПСЗРИ — Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. 1713–1719. № 3006. СПб.: тип. II отделения ЕИВК, 1830.
  • Прокопович Ф. История об избрании и восшествии на престол блаженные и вечнодостойныя памятиГосударыни Императрицы Анны Иоанновны, самодержицы Всероссийской. 1730. СПб.: тип. Н. Греча, 1837.
  • Прокопович Ф. История об избрании и восшествии на престол блаженные и вечнодостойныя памятиГосударыни Императрицы Анны Иоанновны, самодержицы Всероссийской // Смирнов В. Г.Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. С. 205–220.
  • Пчелов Е. В. Символика регалий российских государей: эмблематика и символическая преемственность // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки». 2011. № 12 (74). С. 186–194.
  • Репина Л. П. Национальная история и британская имперская идентичность: стратегии трансформации // Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв. № 8. Сер. Альбионика. Вып. 4. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. С. 74–84.
  • Сборник писем и мемориалов Лейбница, относящихся к России и Петру Великому / автор пред. и изд. В. И. Герье. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1873.
  • Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции, XV–XVI вв. М.: Индрик, 1998.
  • Старикова С. И. Культурный капитал и трансляция коллективных представлений // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». 2019. № 2. С. 344–350.
  • Сухова О. А., Ягов О. В. Имперская идентичность и формирование российской нации: историографические аспекты проблемы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 3 (35). С. 52–61.
  • Тавровский А. В. «Имперская» идентичность // Studia Culturae. 2005. № 8. С. 83–92.
  • Титов В. В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. М.: тип. «Ваш формат», 2017.
  • Тишков В. А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013.
  • Тишков В. А. Российский народ: пространство и культура. СПб.: СПбГУП, 2018.
  • Тишков В. А. Национальная идея России. М.: АСТ, 2021.
  • Угрин И. М. Российская государственность и имперская парадигма: философский анализ. М.: ИФ РАН, 2017.
  • Шишков В. В. Империя в представлении теории нации и национализма// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 48. С. 163–172.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта; МПСИ; Прогресс, 2006.
  • Эшворт Г. Д. От истории к наследию — от наследия к идентичности: в поисках понятий и моделей // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. № 4 (114). С. 154–171.
  • Malinowski B. Practical Anthropology // Africa: Journal of the International African Institute. 1929. Vol. 2, № 1. P. 22–38.
  • Zielonka J. Europe as a Global Actor: Empire by Example? // International Affairs. 2008. Vol. 84, № 3. P. 471–484.
  • Zielonka J. America and Europe: Two Contrasting or Parallel Empires? // Journal of Political Power. 2011а. Vol. 4, № 3. P. 337–354.
  • Zielonka J. The EU as International Actor: Unique or Ordinary? // European Foreign Affairs Review. 2011b. Vol. 16, № 3. P. 281–301.
  • Zielonka J. Empires and the Modern International System // Geopolitics. 2012. Vol. 17, № 3. P. 502–525.