Иванова Е. В. Скульптурные изображения Майтреи из материковой Восточной Азии в Кунсткамере (иконографический аспект)

Елена Владимировна Иванова
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-7837-7826
E-mail: elivan@kunstkamera.ru; roxyivanova@yandex.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Сто двадцать лет назад С. Ф. Ольденбург в статье «О некоторых изображениях Майтреи» на страницах первого тома «Сборника МАЭ» привлек внимание читателей к проблеме невозможности идентификации буддийских божеств по их облику ввиду многовековой традиции изображения одного и того же божества весьма разнообразно. На примере Майтреи Ольденбург показал, что означает анализ иконографии памятника буддийской скульптуры и призвал к фиксации и изучению всех ее многочисленных вариантов. Исследуется иконография выявленных в восточноазиатских буддийских коллекциях Кунсткамеры двух типов изображений Майтреи. Первый традиционный тип, особенно популярный у последователей тибето-монгольской формы буддизма махаяны, представлен 21 образом из бронзы. Наделенные почти каждый индивидуальным набором иконографических признаков, Майтреи этой группы демонстрируют 19 вариантов иконографии. Второй тип Будай Хэшан — трансформация образа Майтреи в Китае (6 изображений из разного материала) — имеет особую однотипную иконографию, не похожую на традиционную иконографию Майтрей. В литературе встречается определение иконографии Майтреи как совокупности трех признаков: «позы Майтреи», жеста дхармачакрамудра и атрибута калаша. Если судить по изображениям кунсткамерских Майтрей (первого типа), только доминирование калаши над прочими позволяет считать правомерным его включение в формулу «типичного Майтреи», два других признака характерны лишь для двух из них. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кунсткамера, Ольденбург, восточноазиатские буддийские коллекции, иконография, Майтрея, Будай-Хэшан

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-201-219
УДК 069:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Алексеев В. М. В старом Китае. М.: Восточная литература, 2012.
  • Андросов В. П. Лалита-Вистара // Индо-тибетский словарь. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. С. 262–263.
  • Барадийн Б. Статуя Майтреи в Золотом Храме в Лавране. Л.: Рос. гос. акад. тип., 1924. (Bibliotheca Buddhica ХХII).
  • Буддийская коллекция Государственного Музея истории религии / авт.-соcт. О. С. Хижняк. СПб.: Государственный музей истории религии, 2008.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М.: УРСС, 2004.
  • Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1905. (Bibliotheca Buddhica VI).
  • Елихина Ю. И. Иконография Майтреи в искусстве буддизма // Буддийское искусство в прошлом и настоящем. СПб.: Алмазный путь, 2013. С. 29–40.
  • Иванов Д. В. Буддийские коллекции Кунсткамеры XVIII века // Восточная Азия: вещи, история коллекций, тексты. СПб.: Наука, 2009. С. 254–276. (Сборник музея антропологии и этнографии. Т. LV).
  • Меньшиков Л. Н. Будай-Хэшан // Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 188–189.
  • Мялль Л. Э. Майтрея // Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 89.
  • Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.
  • Огнева Е. Д. Структура тибетской иконы // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. С. 103–112.
  • Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1901. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Имп. Академии наук. Т. 1, вып. 3).
  • Ольденбург С. Ф. Сборник изображений 300 бурханов. По заказу Азиатского музея с примечаниями издал С. Ф. Ольденбург. Т. 1, вып. 4. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1903.
  • Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914.
  • Пещеры Тысячи Будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. Каталог выставки / науч. ред. О. П. Дешпанде. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008.
  • Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. СПб.: Евразия, 2012.
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2002.
  • 108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН / авт.-сост. Е. В. Иванова, А. Ф. Дубровин. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
  • Терентьев А. А. Определитель буддийских изображений. СПб.: Нартанг, 2004.
  • Терентьев А. А. Буддизм в России — царской и советской (старые фотографии). Музей Гулага. Издание А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 2014.
  • Торчинов Е. А. Бодхисаттва // Буддизм. Карманный словарь. СПб.: Амфора, 2002. С. 22–24.
  • Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у стен Тибета. Пг.: 15-я гос. тип., 1919.
  • ChandraL. Dictionary of Buddhist Iconography (Ma.bdud — Manjushiri). Vol. 7. New Delhi: International Academy of Indian Culture and Aditya Prakashan, 2003.
  • Schroeder U. von. Indo-Tibetan Bronzes. Hongkong: Visual Dharma Publication, 1981.
  • Schroeder U. von. Buddhist Sculptures in Tibet. Vol. 1: India & Nepal; Vol. 2: Tibet & China. Hong Kong: Visual Dharma Publications, 2001.
  • Wisdom and Compassion: The Sacred Art of Tibet. New York; San-Francisco: Harry N. Abrams, 1991.