Краснодембская Н. Г., Соболева Е. С. Об устремлениях Петра Великого к региону Южной Азии (в связи с сингальскими раритетами в императорской коллекции)

Нина Георгиевна Краснодембская
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-0193-3905
E-mail: nigekrasno@mail.ru 

Елена Станиславовна Соболева
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6137-0476
E-mail: soboleva@kunstkamera.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Устремления Петра Великого к региону Южной Азии запечатлелись появлением в России конкретных реалий — серии уникальных и высокохудожественных индийских и цейлонских изделий. Экспонаты Кабинета Петра Великого пополнили собрания Кунсткамеры, Эрмитажа и др. В XVI–XVII вв. мастерские на Цейлоне делали для экспорта в Португалию высококачественные изделия из ценных пород дерева, слоновой кости, драгоценных металлов и камней. Обычно воспроизводили привычные для европейцев формы предметов (ларцы, переносные кабинеты, коробки, пр.) и сюжеты декора (иллюстрации из Библии и др. книг). Экспонаты МАЭ, выполненные в сингало-португальском стиле, отличает декор, демонстрирующий сингальское, а не европейское искусство. Резьба на пластинах слоновой кости, покрывающих стенки переносных кабинетов МАЭ № 743-1 и МАЭ № 3170-3, представляет типичный сингальский орнамент. Две ступки с пестами происходят из Кабинета Петра Великого (рисунки ГРМ Р-38067 и Р-38082; МАЭ № 1910-1 и МАЭ № 1910-2), выточены из слоновьих бивней по типу европейских аптекарских ступок в форме кубков, сплошь покрыты рельефной резьбой. Эти ступки не имеют аналогов, их можно датировать XVI–XVII вв. Сюжеты резьбы демонстрируют богатый спектр сингальских фольклорно-мифологических сюжетов: женщина-лиана Nāri-latā-vẹla, грозная личина Kibihi-muna, небесная музыкантша Kiňduri, также присутствуют сложные композиции из сочетания женских тел (Nari). Набор южноазиатских резных изделий из слонового клыка в России представляет серию предметов, редко встречающихся в мировых коллекциях. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кабинет Петра Великого, Цейлон, Кунсткамера, слоновая кость, лузо-азиатское искусство, этнография, Музей антропологии и этнографии, коллекции, технологии

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-131-149
УДК 069.51:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Альбомы по русскому искусству и архитектуре И. Ф. Барщевского (47 томов). 1885–1886. Т. 18.
  • Беляев О. Кабинет Петра Великого, или Подробное описание воскового Его Величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий, и всех вообще достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, и ныне в Санкт-петербургской Императорской Академии наук Кунсткамере сохраняющихся, с присовокуплением к ним достоверных известий и любопытных сказаний. СПб.: Императорская Академия наук, 1800.
  • Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков. М.: Азбука, 2017.
  • Дриссен-ван хет Реве Й. Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах (1711–1752). СПб.: МАЭ РАН, 2015.
  • Гаврилова Е. И. Рисунки произведений токарного искусства, резьбы по кости и прочих раритетов из собрания Русского музея // «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук 1725–1760 гг. / сост. и науч. ред. Р. Е. Кистемакер, Н. П. Копанева, Д. Й. Мейерс, Г. В. Вилинбахов. СПб.: Европейский дом, 2004. Т. 2. С. 25–28.
  • Гринцер П. А. Киннары // Мифы народов мира / ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 651.
  • Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых фотографом Императорской Академии Художеств Императорского Московского Археологического общества И. Ф. Барщевским, негативы которых приобретены в собственность Императорского Строгановского училища. М.: Имп. Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, 1912.
  • Краснодембская Н. Г. Образ женщины-птицы в обрамлении цветущей ветви (или еще раз о сингальском демоне Гара-яке) // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 137–151.
  • Петр I и Голландия. Русско-голландские художественные и научные связи: каталог выставки / ред. Н. П. Копанева, Р. Кистемахер, А. Офербек. СПб.: Европейский дом, 1997.
  • Русско-индийские отношения в XVIII веке: сборник документов / сост. Р. В. Овчинников, М. А. Сидоров; отв. редакторы К. А. Антонова, Н. М. Гольдберг. М.: Изд-во восточной литературы, 1965.
  • A expanção Portuguesa e a Arte do Marfim: catalogo de exposição. Fundação Calouste Gulbenkian. CNCDP, Lisboa, 1991.
  • Ben-Zaken A. Reading Hayy Ibn-Yaqzan: A Cross-Cultural History of Autodidacticism. Johns Hopkins University Press, 2011.
  • Brohier R. L. Furniture of the Dutch period in Ceylon. National Museums of Ceylon Publication, 1969.
  • Bulumulla V., Jayarathna P. Adaptation of Kindura Mythical Creature in Traditional Arts and Crafts of Sri Lanka: an Analysis of Graphical Adaptation and its Impact // “Making Built Environments Responsive”: Proceedings of the 8th International Conference of Faculty of Architecture Research Unit (FARU), University of Moratuwa, Sri Lanka. Ed. by Rajapaksha U. et al. Moratuwa, 2015. P. 506–518.
  • Chaiklin M. Ivory in Early Modern Ceylon: a Case Study in What Documents don’t Reveal // International Journal of Asian Studies. 2009. Vol. 6. No. 1. P. 37–63.
  • Chong A. Sri Lankan Ivories for the Dutch and Portuguese // Journal of Historians of Netherlandish Art. Summer 2013. Vol. 5, Issue 2. P. 1–14. DOI: 10.5092/jhna.2013.5.2.16
  • Coomaraswamy Ananda K. Teaching of Drawing in Ceylon // Ceylon National Review. 1906. No. 3. P. 302–312.
  • Coomaraswamy Ananda K. Mediаeval Sinhalese Art. Broad Campden: Essex House Press, 1908.
  • Dias P. A Arte do Marfim. O mundo onde os portugueses chegaram. Porto: V.O.C. Antiguidades Lda., 2004.
  • Ediriweera S. Nari Kunjar an Unusual Art Form // Daily News. 14 November 2012. URL: http://archives.dailynews.lk/2012/11/14/fea24.asp (дата обращения: 06.03.2022).
  • Etnografiske genstande i Det kongelige danske Kunstkammer, 1650–1800Ethnographic Objects in The Royal Danish Kunstkammer 1650–1800 / ed. B. Dam-Mikkelsen & T. Lundbæk. København: Nationalmuseet, 1980.
  • Exotica. Portugals Entdeckungen im Spiegel fürstlicher Kunst- und Wunderkammern der Renaissance. Wien, 2000.
  • Gavrilova E. I. Lathing, Ivory Carving and Other Rarities // The Paper Museum of the Academy of Sciences in St. Petersburg, c. 1725-1760: Introduction and Interpretation. Amsterdam: Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences, 2005. P. 180–194.
  • Irwin J. Reflections on Indo-Portuguese Art // The Burlington Magazine. London, 1955. No. 97. P. 386–390.
  • Jaffer A. Luxury Goods from India: the Art of the Indian Cabinet-Maker // V@A Publications. No. 19. London, 2002. P. 52–53.
  • Jain J., Aggarwala A. National Handicrafts and Handlooms Museum. Ahmedabad: Mapin Publishing, 1989.
  • Jayadeva T. Ivory Carving of Sri Lanka // Arts of Asia. 1974. No. 4. P. 42–46.
  • Jayasuriya, Shihan De Silva. Portugal e Sri Lanka: Interacções socioculturais e contactos linguísticos // Revista Oriente. 2007. Vol. 17. P. 3–19.
  • Jordan Gschwendt A. The Marvels of the East: Renaissance Curiosity Collections in Portugal // A Herança de Rauluchantim. Museum de São Roche, Lisboa, 1996. P. 119–120.
  • Jordan Gschwend A., Beltz J. Elfenbeine aus Ceylon. Luxusgütter für Katharina von Habsburg (1507–1578). Zürich: Museum Rietberg, 2010.
  • Karunaratne P. V. M. Dress for Dance, Costumes During Kotte Period // 3rd International Symposium, South Eastern University of Sri Lanka, Oluvil, 2013. URL: http://dl.lib.uom.lk/bitstream/handle/123/10798/South%20Eastern%20Uni%20-%20dress%20for%20dance.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 06.03.2022).
  • Karunaratne P. V. M. Dress Fashions of Royalty Kotte Kingdom of Sri Lanka. Colombo: S. Godage & Brothers (Pvt) Ltd, 2017. URL: http://dl.lib.uom.lk/bitstream/handle/123/14438/DRESS%20FASHIONS%20OF%20ROYALTY.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 06.03.2022).
  • Kaufmann T. DaCosta. The Mastery of Nature: Aspects of Art, Science, and Humanism in the Renaissance. Princeton University Press, 1993.
  • KaufmannT. DaCosta. Arcimboldo: Visual Jokes, Natural History, and Still-Life Painting. University of Chicago Press, 2009.
  • Mohtashemi A. Catalogue. TEFAF 2018. Lot n° 17. London, 2018. URL: https://www.amirmohtashemi.com/media/MohtashemiMedia/publications/publicationsDocuments/636561052643217494.pdf (дата обращения: 06.03.2022).
  • Musei Imperialis Petropolitani. Vol. II. P. I. (Petropoli): Typis Academiae scientiarum Petropolitanae, 1741–1745.
  • Obeyesekere G. The Cult of the Goddess Pattini. University of Chicago Press, 1984.
  • Osswald M. C. Marfins: formas e técnicas, com especial incidencia na imaginária indo-portuguesa // Oceanos: Indo-portuguesmente. Setembro/Dezembro. 1994. No. 19/20. P. 60–70.
  • The Paper Museum of the Academy of Sciences in St. Petersburg, c. 1725-1760: Introduction and Interpretation. Amsterdam: Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences, 2005.
  • Pérez de Tudela A., Jordan A. Luxury Goods for Royal Collectors: exotica, princely gifts and rare animals exchanged between the Iberian Courts and Central Europe in the Renaissance (1560-1612) // Jahrbuch des Kunsthistorischen Museums, Wien. 2001. No. 3. S. 1–127.
  • Soundara Rajan K. V. Secularism in Indian Art. New Delhi: Abhibav publications, 1988.
  • Veenendal J. Asian Art and Dutch Taste. Waanders Uitgevers Zwolle, Gemeentemuseum Den Haag, 2014.
  • Via Orientalis. Brussel: Galerie de la CGER, 1991.