Сергеева Е. В. Новая система церковной декорации в эпоху петровского барокко

Елена Валерьевна Сергеева
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-5292-5513
E-mail: serge-elena@mail.ru 

 

 Скачать  |  К содержанию #1. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Эпоха Петра I вносит глубокие изменения в храмовое зодчество и декорацию интерьера. Рождается новая концепция оформления внутреннего пространства церкви, ориентирующаяся на убранство католического собора. Выдвигается предположение, что образцом новой концепции является Петропавловский собор в Петербурге. Ярусная композиция канонических росписей сменяется принципом клейма и орнаментальной рамы. Подтверждается мысль о том, что появление церковного интерьера петровского барокко было подготовлено несколькими столетиями развития русского зодчества. С XVI в. прослеживаются предпосылки изменения принципа росписей и взаимосвязь между развитием архитектуры, создавшей шатровое завершение, и характером живописной композиции, ограниченной поверхностью стены. Рассматривается русское искусство XVII столетия и отмечается изменение характера внутренней поверхности сводов и композиции храма строгановского и нарышкинского барокко как следующий шаг на пути к формированию нового интерьера. Высказывается мысль о влиянии оформления католических храмов Италии, Австрии и Бельгии на интерьер петербургского собора. Делается предположение о том, что размещение на западной стене над входом в Петропавловский собор картины «Вход господень во Иерусалим» было созвучно шествию на осляти к Входоиерусалимскому приделу московского собора Покрова на Рву. Это решение было заимствовано некоторыми провинциальными церквями. Строится гипотеза о характере несохранившихся интерьеров церквей петровского барокко, украшенных при помощи живописных вставок с библейскими сюжетами, ставшими основой нового приема, который получает распространение в провинциальной монументальной живописи с XVIII столетия. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Петропавловский собор, петровское барокко, Трезини, клейма

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-157-167
УДК 726.5.03

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Андреева Ю. С. Иконостас петербургского Петропавловского собора в свете религиозной жизни Доменико Трезини // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016а. Т. 16, № 3. С. 91–100.
  • Андреева Ю. С. Проект живописного убранства петербургского Петропавловского собора в контексте вероисповедания Доменико Трезини // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2016б. Т. 16, № 4. С. 89–98.
  • Баталов А. Л. Собор Покрова на Рву: ренессансная интервенция в пространство Позднего Средневековья // Искусствознание. 2016. № 3. С. 54–97.
  • Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву. М.: Северный паломник, 2002.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры // Архитектура русской усадьбы. М.: Наука, 1998. С. 38–49.
  • Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
  • Вёрман К. История искусства всех времен и народов: в 26 т. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. Т. 3: Искусство XVI–XIX столетий. Кн. 2–3.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М.: Алев-В, 2008.
  • Заграевский С. В. Три главных историко-архитектурных вопроса древнерусского шатрового зодчества (происхождение, первый каменный шатровый храм, запрет патриарха Никона). М., 2019. URL: http://www.rusarch.ru/zagraevsky19.htm (дата обращения: 23.08.2021).
  • Ильенко И. В., Демидов С. В. Смоленская церковь села Сафарино (исследования и реставрация) // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 92–97. URL: http://www.rusarch.ru/ilienko1.htm (дата обращения: 02.10.2021).
  • Исаева Н. Н. Церковные стенописи Т. А. Медведева и мастеров его круга // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI‒XX вв. Вып. 8: XII‒XX вв. М.: Наука, 2010. С. 409–438.
  • Исаева Н. Н. Церковные стенописи // История русского искусства: в 22 т. М.: Северный паломник, 2011. Т. 14: Искусство первой трети XIX в. С. 388–411.
  • Комашко Н. И. Русская икона XVIII века: столичная икона, провинциальна икона, народная икона. М.: Agey Tomesh, 2006.
  • Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М.: Северный паломник, 2003.
  • Мельник А. Г. Интерьер Московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли: материалы конф., посвящ. 150-летию со дня рождения А. А. Титова, 26–28 окт. 1994 г. Ростов; Ярославль: Фонд гражд. инициатив «Содействие», 1995. С. 124–133.
  • Мерзлютина Н. А. Традиционные бесстолпные храмы «нарышкинского» стиля: дис. … канд. искусствоведения. Государственный институт искусствознания, 2002.
  • Преображенский А. С. Монументальная живопись Благовещенского собора // Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края. Пермь: Пермская гос. художественная галерея, 2017. С. 156–231.
  • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца. Петергоф. Государственный музей заповедник. 2009–2021. URL: https://peterhofmuseum.ru/objects/oranienbaum/tserkovniy_pavilion (дата обращения: 25.10.2021).