Васильков Я. В. «Махабхарата» как символ индусской и индийской идентичности
Ярослав Владимирович Васильков
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-5508-5900
E-mail: yavass011@gmail.com
Скачать | К содержанию #1. 2022
АННОТАЦИЯ. «Махабхарата» (Мбх) в наши дни — символ конфессиональной идентичности индуистов и национальной идентичности всех индийцев. На прежних стадиях своего развития эпос выступал символом идентичности других исторических типов. Первоначально сказание Мбх было одной из составляющих идентичности племени куру (бхаратов) или группы племен в северной части бассейна Ганга. В то же время там же жрецами был оформлен корпус текстов ведийской религиозной традиции. Распространяясь вместе с ней по Cеверной Индии, Мбх становится элементом идентичности обитателей Арьяварты — «страны ариев», сначала противостоявшей культурам востока и северо-запада субконтинента, а затем занявшей всю его территорию севернее гор Виндхья. На следующем этапе эпос распространяется на весь субконтинент по путям паломничества, где трансформируется под влиянием новой формы брахманской традиции — индуизма. Мбх становится символом идентичности жителей Бхаратаварши — всего Южноазиатского субконтинента, объединенного общностью культуры, религии и социальных отношений (система варн и каст). Название Бхаратаварша — «земля Бхараты», легендарного предка героев Мбх, «владевшего всей землей», явно связано с эпической традицией. Первая попытка представить Мбх элементом общеиндийской политической и культурной идентичности засвидетельствована в период Могольской империи намерением Акбара сделать перевод Мбх с санскрита на фарси инструментом индусско-мусульманского культурного и религиозного синтеза. В современной Индии многие мусульмане, христиане, буддисты и другие религиозные группы видят в Мбх символ своей общеиндийской идентичности, что показано в статье на примере активной роли творческих деятелей мусульманского происхождения в создании экранизаций эпопеи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «Махабхарата», идентичность, символ, Арьяварта, Бхаратаварша, индусско-мусульманский синкретизм, Болливуд, сериалы
DOI 10.31250/2618-8619-2022-1(15)-220-236
УДК 316.7
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Альбедиль М. Ф., Васильков Я. В. Виды индийских аскетов (по материалам коллекции 2993 в собрании МАЭ) // Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 11–50.
- Антонова К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605). М.: Изд-во АН СССР, 1952.
- Антонова К. А. Индия в Средние века // К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. История Индии. М.: Мысль, 1973. С. 154–236.
- Ванина Е. Ю. Индийское Средневековье: представления о человеке и времени // Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. М.: Восточная литература, 2000. С. 145–167.
- Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб.: Европейский дом, 2010.
- Вигасин А. А. Работы разных лет. М.: Издатель Степаненко, 2012.
- Гафурова Н. Б. Кабир и его наследие. М.: Наука, 1976.
- Законы Ману / пер. Д. С. Эльмановича, провер. и испр. Г. Ф. Ильиным. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Индия сегодня. М.: Институт востоковедения РАН; Ариаварта Пресс, 2005.
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М.: Республика, 1996.
- Кашникова В. И. Роль религиозного фактора в контексте национальной безопасности Индии (на примере взаимоотношения индуистов и мусульман) // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения».2014. № 3. С. 132–139.
- Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры (яванская культурная традиция XVII–XX вв.). М.: Наука, 1989.
- Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва) / пер. с санскр., коммент. Я. В. Василькова, С. Л. Невелевой. М.: Наука, 1987.
- Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или Книга о жертвоприношении коня / изд. подгот. Я. В. Васильков, С. Л. Невелева. СПб.: Наука, 2003. (Литературные памятники).
- Махабхарата. Адипарва. Книга первая / пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. СПб.: Наука, 2006. (Литературные памятники).
- Махабхарата. Книга шестая: Бхишмапарва / пер. с санскр., предисл., ст. и коммент. В. Г. Эрмана. М.: Ладомир; Наука, 2009. (Литературные памятники).
- Рыжакова С.И. Путешествие в бесконечность. Индийские этнографические этюды. М.: Вече, 2018.
- Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной и А. С. Раппопорт. М.: Алетейя; Энигма, 1999.
- Серебряков И. Д. Древнеиндийская литература: краткий очерк. М.: Изд-во восточной литературы, 1963.
- Смирнов А. А. Новая теория происхождения старофранцузского эпоса // Записки Неофилологического общества при Санкт-Петербургском университете. 1910. Вып. 4. С. 122–130.
- Суворова А. Мусульманские святые Южной Азии XI–XV веков. М.: ИВ РАН, 1999.
- Эрман В. Г, Кокова Ю. Г. Введение // Очерки истории литератур Индии (X–XX вв.) / отв. ред. С. О. Цветкова.СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. С. 7–28.
- Bédier J. Les legends épiques: recherché sur la formation des chansons de geste. Vol. I–IV. Paris: Champion, 1908–1913.
- Benedetti G. The Idea of India in Ancient Indian Texts: Āryāvarta, Ambudvīpa, Bhāratavarṣa and the Relation with Non-Āryas // Journal of Asian Civilizations. 2019. Vol. 42, № 1. P. 117–153.
- Brockington J. The Sanskrit Epics. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1998. (Handbuch der Orientalistik Series, Bd. 12).
- Chattopadhyaya B. N. The Concept of Bharatavarsha and Other Essays. Ranikhet: Permanent Black, 2017.
- Chattopadhyaya B. N. The Concept of Bharatavarsha and Other Essays. Albany: State University of New York Press, 2018.
- Chopra A. It’s Bollywood: Religion is Just not Part of the Plot // Hindustan Times, Oct. 18, 2020.
- Clémentine-Ojha C. ‘India, that is Bharat…’: One Country, Two Names // South Asia Multidisciplinary Academic Journal [Online]. 2014. № 10. URL: http://journals.openedition.org/samaj/3717. doi: 10.4000/samaj.3717.
- Doniger W. Mahabharata // Encyclopedia Britannica. 27 May, 2020. URL: https://www.britannica.com/topic/Mahabharata (дата обращения: 08.11.2021).
- Eck D. L. India: A Sacred Geography. New York: Harmony Books, 2012.
- Kaul S. Acharya Shankara and the Idea of India // Prabuddha Bharata. July 2019. Vol. 124, №. 7. P. 15–18 (539–542).
- Keshri S. Mahabharat actor Puneet Issar: BR Chopra wanted me to play Bheem, I chose Duryodhan // India Today. 27 April, 2020. URL: https://www.indiatoday.in/television/celebrity/story/mahabharat-actor-puneet-issar-br-chopra-wanted-me-to-play-bheem-i-chose-duryodhan-1671740-2020-04-27 (дата обращения: 15.01.2022).
- Kulke H. (Review of) Chattopadhyaya B. N. The Concept of Bharatavarsha and Other Essays. Ranikhet: Permanent Black, 2017 // Studies in History. 2020. Vol. 36, is. 1. P. 125–131.
- Mahabharata. (n. d.) // American Heritage® Dictionary of the English Language, Fifth Edition. 2011. URL: https://www.thefreedictionary.com/Mahabharata (дата обращения: 26.04.2021).
- Mahadevan J. Early Tamil Epigraphy: From the Earliest Times to the Sixth Century A. D. Chennai; Cambridge: Harvard University Press, 2003.
- Olivelle P. Dharmasūtras. The Law Codes of Āpastamba, Gautama, Baudhāyana, and Vasiṣṭha. Oxford: Oxford University Press, 1999.
- Pollock S. Rāmāyaṇa and Political Imagination in India // The Journal of Asian Studies. 1993. Vol. 52, № 2. P. 261–297.
- Rau W. The Earliest Literary Evidence for Permanent Vedic Settlements // M. Witzel (ed.). Inside the Texts, Beyond the Texts. New Approaches to the Study of the Vedas. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997. P. 203–206.
- Raza R. M. Scene 75. New York: Harper Perennial, 2017.
- The Rigveda: The Earliest Religious Poetry of India. Tr. by S. W. Jamison and J. P. Brereton. Vols. I–III. New York: Oxford University Press, 2014.
- Tyomkin E. Unknown Sanskrit Fragments from Central Asia // Manuscripta Orientalia. 1996. Vol. 2, № 4. P. 3–22.
- Vekerdi J. Pseudo-Historicity of the Mahābhārata // Anantapāram kila śabdaśāstram. Księga pamiątkowa ku szci E. Sluskiewicza. Warsaw: Wydawnictwa Universytetu Warszawskiego, 1974. P. 259–262.
- Witzel M. Das alte Indien. München: C. H. Beck, 2003.
- Witzel M. The Vedas and the Epics: Some Comparative Notes on Persons, Lineages, Geography, and Grammar // Epics, Khilas, and Purāņas: Continuities and Ruptures. Proceedings of the Third Dubrovnik International Conference on the Sanskrit Epics and Purāņas (September 2002) / ed. by P. Koskikallio, M. Ježić. Zagreb: Croatian Academy of Sciences and the Arts, 2005. P. 21–70.