Емельяненко Т. Г. Обряд почитания Биби Сешанбе у таджиков Самарканда (по полевым материалам 2010–2022 гг.)

Татьяна Григорьевна Емельяненко
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-0095-6099
E-mail: rem.tatyana@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #2. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена описанию и рассмотрению особенностей проведения в Самарканде старинного женского обряда почитания Биби Сешанбе («Госпожи Вторник») — святой покровительницы женщин, известного также многим оседлым народам Средней Азии. Несмотря на исламизацию обряда, в нем сохранились многие ритуалы, связанные с доисламскими представлениями, и у таджиков Самарканда они особенно многочисленны. В современном варианте местного обряда большинство находит параллели в свадебной обрядности, а не только в похоронно-поминальной, соответствующей почитанию памяти Биби Сешанбе. Это проявилось в ассортименте ритуальных блюд, продуктов, предметов, в присутствии на обряде келин многочисленных участниц. В Самарканде проведение обряда — праздничное мероприятие, а не скорбное, каким оно должно было быть по своему смыслу. Статья написана на основе материалов, собранных автором главным образом в 2010 г. во время экспедиции в Узбекистан. Дополнительные сведения, важные для понимания локальных особенностей обряда и его современного развития, получены в ходе поездок в Узбекистан в последующие годы. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обряды, ритуалы, пища, таджики, Самарканд, Биби Сешанбе

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-2(16)-154-165
УДК 39(222.8)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2004 — полевые материалы автора. Бухара, Узбекистан, 2004 г.
  • ПМА 2007 — полевые материалы автора. Самарканд, Узбекистан, 2007 г.
  • ПМА 2010 — полевые материалы автора. Бухара, Самарканд, Фергана, Узбекистан, 2010 г.
  • ПМА 2019 — полевые материалы автора. Байсун, Гилан, Коканд, Узбекистан, 2019 г.
  • ПМА 2022— полевые материалы автора.Самарканд, Узбекистан, 2022 г.
  • Андреев М. С. Среднеазиатская версия Золушки (Сандрильоны) // По Таджикистану. Вып. 1. Ташкент: б. и., 1927. С. 3–19.
  • Аширов А. А. Древние религиозные верования в традиционном быту узбекского народа (по материалам Ферганской долины): автореф. дис. … д-ра ист. наук. Ташкент, 2008.
  • Горшунова О. В. Отынча // Этнографическое обозрение. 2001. № 3. С. 135–137.
  • Емельяненко Т. Г. Некоторые ритуальные действия с волосами в свадебных обрядах бухарских евреев // Этническое единство и специфика культур: материалы I Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: РЭМ, 2002. С. 93–96.
  • Емельяненко Т. Г. Современная свадьба таджиков Самарканда // Лавровский сборник: материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008–2009 гг.: этнология, история, археология, культурология. К столетию со дня рождения Л. И. Лаврова. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 259–265.
  • Емельяненко Т. Г. Современная свадьба в Каракуле: традиции и инновации // Музей. Традиции. Этничность. 2013. № 1. С. 25–37.
  • Емельяненко Т. Г. Бухарские евреи // Евреи / отв. ред. Т. Г. Емельяненко, Е. Э. Носенко-Штейн. М.: Наука, 2018. С. 446–503. (Народы и культуры).
  • Емельяненко Т. Г.Некоторые особенности ислама в современном Узбекистане (по полевым материалам 2019 г.) // Этнос и конфессии: материалы XVIII международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2019. С. 96–101.
  • Емельяненко Т. Г. Ислам и традиционная культура в современном Узбекистане: особенности взаимодействия // Ислам в современном мире. 2021. Т. 17, № 4. С. 171–185.
  • Каримова М. Б. Об обряде «Бибисешанба», проводимом с участием женщин // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2012. URL: http://jurnal.org/articles/2012/hist11.html#_ftn4 (дата обращения: 25.01.2022).
  • Костенко Л. Ф. Путешествие в Бухару русской миссии в 1870 году. СПб.: изд. Бортневского, 1871.
  • Лобачева Н. П. Хивинская свадьба // Этнография Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1985. С. 116–124.
  • Люшкевич Ф. Д. Этнографическая группа ирони // Занятия и быт народов Средней Азии. Л.: Наука, 1971. С. 36–71.
  • Мавзолей Бибы Арифы. Память о подвижничестве женщины-матери // Информационный портал Узбекистана. 23.12.2012. URL: http://www.uzinform.com/ru/news/20121223/16521.html (дата обращения: 10.01.2022).
  • Мардонова А. Свадебное торжество у таджиков Файзабада // История и этнография народов Средней Азии. Душанбе: Дониш, 1981. С. 106–122.
  • Муродов О. М. Трансформация мифологических и легендарных образов в таджикско-персидских хрониках XI–XV вв. Душанбе: Дониш, 1986.
  • Наливкин В., Наливкина М. Очерк быта женщины оседлого населения Ферганы. Казань: тип. Императорского университета, 1886.
  • Нурджанов Н. Свадьба // Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душанбе: Дониш, 1976. С. 26–57.
  • Пещерева Е. М. Свадьба в ремесленных кругах Каратага // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978. С. 176–188.
  • Рахимов Р. Р. Коран и розовое пламя (размышления о таджикской культуре). СПб.: Наука, 2007.
  • Соколова Л. М. Биби-сешанба — богиня или святая? // Вопросы исторической науки: материалы III Mеждунар. науч. конф. (Москва, январь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 169–173.
  • Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1960.
  • Фатхи Х. Смысл женских ритуалов Биби Мушкулькушод и Биби Сешанбе в современной Центральной Азии // Традиционные и современные этнокультурные процессы в Центральной Азии. Ташкент: б. и., 2005. С. 13–24.
  • Фирштейн Л. А. Материалы по пище узбеков Южного Хорезма // Итоги полевых работ Института этнографии в 1971 году. Ч. 1. М.: Наука, 1972. С. 50–59.
  • Чвырь Л. А. Очерки культурного синтеза в Туркестане (I–II тыс. н. э.). М.; СПб.: Нестор-История, 2018.