Березкин Ю. Е. Сисиутль

Юрий Евгеньевич Березкин
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6001-7339
E-mail: berezkin1@gmail.com 

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Одинаковые мотивы в древнем и этнографическом изобразительном искусстве в бассейне Тихого океана свидетельствует об общем происхождении этих традиций. Наибольшее сходство прослеживается между Древним Китаем, северо-западным побережьем Северной Америки и Древним Перу, но аналогии обильны также в Индии, Юго-Восточной Азии, на Нижнем Амуре, в американской Арктике и во всей Нуклеарной Америке. В Меланезии их почти нет, за исключением папуа низовьев реки Сепик, хотя и там сходство с другими традициями не столь выражено. То же касается Южной Америки к востоку от Анд. Поскольку для создания большинства изображений использовались недолговечные органические материалы, огромные пространственные и временные лакуны между наиболее яркими памятниками циркумтихоокеанского стиля не должны удивлять. Важно, что рассматриваемые особенности характерны для одной половины мира, а в другой почти не встречаются. Связь удаленных во времени и пространстве традиций рассматривается на примере сходства изображений на сосудах VI в. н. э. культуры моче, или мочика (побережье Перу), и на инкских кубках колониального времени. Хотя промежуточные звенья между этими традициями неизвестны, их надо предполагать. То же касается эксклюзивного сходства современных росписей на домах даяков кенья на Калимантане и гравировок на нефритах китайской культуры луншань второй половины III тыс. до н. э. Их историческая связь объяснима, учитывая вероятную локализацию предков австронезийцев в Шаньдуне, хотя промежуточных иконографических звеньев нет. Если в области мифологии и, видимо, материальной культуры самые обильные трансокеанские параллели соединяют восток Южной Америки с Меланезией, то связи в области иконографии касаются прежде всего Восточной Азии, Британской Колумбии и Нуклеарной Америки. Это позволяет соотносить распространение рассматриваемых мотивов не с австралазийским субстратом в генофонде населения Нового Света, а с позднепалеолитическим населением Восточной Азии. Американские параллели есть косвенный, но значимый довод в пользу существования в Китае сложного фигуративного искусства задолго до того, как в VII–VI тыс. до н. э. оно становится видимым. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: доисторическое искусство, заселение Америки, К. Леви-Строс, циркумтихоокеанские параллели, луншань, искусство даяков, искусство северо-западного побережья, Древнее Перу, искусство папуа

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-3(17)-170-188
УДК 903.2

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Березкин Ю. Е. [Рец. на:] Gender in Amazonia and Melanesia. An Exploration of the Comparative Method. Berkeley, Los Angeles, London, 2001. 392 p. // Этнографическое обозрение. 2002. № 6. С. 172–177.
  • Березкин Ю. Е. Между общиной и государством. Среднемасштабные общества Нуклеарной Америки и Передней Азии в исторической динамике. СПб.: МАЭ РАН, 2013.
  • Березкин Ю. Е. Циркумтихоокеанское искусство в палеолите // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2015. № 1. С. 73–102.
  • Березкин Ю. Е. Что можно и чего нельзя узнать, изучая древние изображения? // Диалог 2017–2018. Дихотомия искусства в археологии: локус, образы, генезис. М.: ИА РАН, 2020. С. 80–105.
  • Березкин Ю. Е. Культурный континуум бореальной зоны Евразии и восточносибирский клин (по данным сравнительной мифологии и палеогенетики) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2022. Т. 50. № 2. С. 28–40.
  • Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г., Пейрос И. И., Слободин С. Б., Табарев А. В. Заселение человеком Нового Света: опыт комплексного исследования. СПб.: Нестор-История, 2015.
  • Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Эволюция. Эволюционные грани сингулярности. Отв. ред-ры Л. Е. Гринин и А. В. Коротаев. Волгоград: Учитель, 2020.
  • Панов Е. Н. Человек стреляющий. Как мы научились этому. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2019.
  • Фробениус Л. Детство человечества. Первобытная культура аборигенов Африки и Америки / пер. с нем. яз. С. Д. Чулока. М.: URSS, 2016.
  • Яншина О. В. Переход от палеолита к неолиту в Китае. СПб.: МАЭ РАН, 2022.
  • Aubert A., Brumm A., Ramli M., Sutikna T., Saptomo R. W., Hakim B., Morwood M. J., van den Bergh G. D., Kinsley L., Dosseto A. Pleistocene Cave Art From Sulawesi, Indonesia // Nature. 2014. No. 514(7521). P. 223–227.
  • Aubert A., Setiawan P., Oktaviana A. A., Brumm A., Sulistyarto P. H., Saptomo E. W., Istiawan B., Márifat T. A., Wahyuono V. N., Atmoko F. T., Zhao J.-X., Huntley J., Taçon P. S. C., Howard D. L., Brand H. E. A. Palaeolithic Cave Art in Borneo // Nature. 2018. No. 564(7735). P. 254–257.
  • Bar-Yosef O., Belfer-Cohen A. Following Pleistocene Road Signs of Human Dispersals Across Eurasia // Quaternary International. 2013. No. 285. P. 30–43.
  • Bar-Yosef O., Wang Y. Paleolithic Archaeology in China // Annual Review of Anthropology. 2012. No. 41. P. 319–335.
  • Berezkin Yu. [Review of]: Gender in Amazonia and Melanesia. An Exploration of the Comparative Method. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2001. 392 p. // Latin American Indian Literatures Journal. 2002. No. 18(1). P. 84–91.
  • Bennett G. P. Context and Meaning in Late Neolithic Production in China: the Longshan Period in Southeastern Shandong Province // Archaeological Papers of the American Anthropological Association. 2007. No. 17(1). P. 52–67.
  • Birket-Smith K. The Circumpacific Distribution of Knot Records // Folk. 1967. No. 8–9. P. 15–27.
  • Bischof H. Toward the Definition of Pre- and Early Chavin Art Styles in Peru // Andean Past. 1994. No. 4. P. 169–228.
  • Boas F. The Social Organization and the Secret Societies of the Kwakiutl Indians // The Report of the United States National Museum for 1895. Washington: Smithsonian Institution, 1897. P. 311–738.
  • Boas F. Indian Myths and Legends from the North Pacific Coast of America. Vancouver: Talonbooks, 2002.
  • Brumm A., Oktaviana A. A., Buehan B., Hakim B., Lebe R., Zhao J., Sulistyarto P. H., Ririmasse M., Adhityatama S., Sumantri I., Aybert M. Oldest Cave Art Found in Sulawesi // Science Advances. 2021. No. 7(3). P. 46–48.
  • Burger R. L. Chavin and the Origins of Andean Civilization. London: Thames and Hudson, 1995.
  • Cassidy J. The Peopling of Northeast Asia’s Maritime Region and Implications of Early Watercraft Transport // Maritime Prehistory of Northeast Asia. Singapore: Springer, 2022. P. 3–26.
  • Castro e Silva M. A., Ferraz T., Bortolini M. C., Comas D., Hüneneier T. 2021. Deep Genetic Affinity Between Coastal Pacific and Amazonian Natives Evidenced by Australasian Ancestry // PNAS. 2021. No. 118(14). e2025739118.
  • Covarrubias M. The Eagle, the Jaguar, and the Serpent. Indian Art of the Americas. New York: Alfred A. Knopf, 1954.
  • Cummings T. B. F. Toasts with the Inca: Andean Abstractions and Colonial Images on Quero Vessels. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2002.
  • Donnan C. B. Moche Ceramic Portraits. Moche Art and Archaeology in Ancient Peru. Washington: National Gallery of Art, 2001, pp.127–139.
  • Donnan C. B., McClelland D. Moche Fineline Painting. Its Evolution and its Artists. Los Angeles: UCLA Fowler Museum of Cultural History, 1999.
  • Duff W. The Upper Stalo Indians. Victoria: British Columbia Provincial Museum, 1952.
  • Durkheim É. Jugements de Valeur et Jugements de Réalité. Revue de Metaphisique et du Morale. 1911. URL: https://kieranhealy.org/files/misc/durkheim-jugements-text.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
  • González-José R., González-Martín, Hernández M., Pucciarelli H. M., Sardi M., Rosales A., Van der Molen S. Craniometric Evidence for Palaeoamerican Survival in Baja California // Nature. 2003. No. 425(4). P. 62–64.
  • Hawthorn A. Art of the Kwakiutl Indians. Vancouver: The University of British Columbia; Seattle, London: University of Washington Press, 1967.
  • Heine-Geldern R. Chinese Influence in Mexico and Central America: The Tajín Style of Mexico and the Marble Vases from Honduras // Actas del 33 Congreso Internacional de Americanistas. Vol. 1. San José, 1959a. P. 195–206.
  • Heine-Geldern R. Chinese Influence in the Pottery of Mexico, Central America, and Colombia // Actas del 33 Congreso Internacional de Americanistas. Vol. 1. San José, 1959b. P. 207–210.
  • Heine-Geldern R. Asiatische und Mesoamerikanische Hochkulturen // Festschrift für Ad. E. Jensen. Herausgegeben von Eike Haberland, Meinhard Schults und Helmut Strande. Teil 1. München: Klaus Kenner Verlag, 1964. P. 173–191.
  • Heine-Geldern R. A Note on Relations Between the Art Styles of the Maori and of Ancient China // Wiener Beiträge zur Kulturgeschichte und Linguistik. Bd. 15. Wien, 1966a. P. 47–68.
  • Heine-Geldern R. The Problem of Transpacific Influence in Mesoamerica // Handbook of Middle American Indians. Vol. 4. Austin, 1966b. P. 277–295.
  • Hentze C. Objets Rituel, Croyances et Dieux de la Chine Antique et de l’Amérique. Antwerpen: De sikkel, 1936.
  • Hentze C. Die Regenbogenschlange. Alt-China und Alt-Amerika // Anthropos. 1966. No. 61(1–2). P. 258–266.
  • Howarth C. Gods, Ghosts and Man. Pacific Arts from the National Gallery of Australia. Canberra: National Gallery of Australia, 2009.
  • Koons M., Alex B. Revised Moche Chronology Based on Bayesian Models of Reliable Radiocarbon Dates // Radiocarbon. 2014. No. 56(3). P. 1039–1055.
  • Korotayev A., Grinin L. Global Urbanization and Political Development of the World System // Globalistics and Globalization Studies. Ed. by L. Grinin, I. Ilyin and A. Korotayev. Volgograd: Uchitel’, 2012. P. 28–77.
  • Kroeber A. L., Parsons T. The Concepts of Culture and of Social Systems // American Sociological Review. 1958. No. 23. P. 582–583.
  • Lapiner A. C. Pre-Columbian Art of South America. New York: Abrams, 1976.
  • Lévi-Strauss C. Le Dédoublement de la Représentation dans les Arts de l’Asie et de l’Amérique // Renaissance. 1944–1945. No. 2–3. P. 168–186.
  • McLennan B., Duffek K. The Transforming Image: Painted Arts of Northwest Coast First Nations. Vancouver, Toronto: University of British Columbia Press; Seattle: University of Washington Press, 2000.
  • Mcllwraith T. F. The Bella Coola Indians. Vol. 2. Toronto: University of Toronto Press, 1948.
  • Moreno-Mayar J. V., Vinner L., Fuente C. de la... Willerslev E. (+50 authors). Early Human Dispersals within the Americas // Science. 2018, vol. 362. Issue 6419. DOI: 10.1126/science.aav2621
  • Neves W. A., Hubbe M. Cranial Morphology of Early Americans from Lagoa Santa, Brazil: Implications for the Settlement of the New World // PNAS. 2005. No. 102(51). P. 18309–18314.
  • Qu F. Eskimo Art Prototypes in the Chinese Neolithic. A Comparison of Okvik/Old Bering Sea and Liangzhu Art // Sibirica. 2014. No. 13(3). P. 45–78.
  • Radcliffe-Brown A. R. Method in Social Anthropology. Selected Essays by A. R. Radcliffe-Brown. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1958.
  • Rawson J. Chinese Jade. From the Neolithic to the Qing. Chicago: Art Media Resources, 2002.
  • Robbeets M. Austronesian Influence and Transeurasian Ancestry in Japanese. A Case of Farming/Language Dispersal // Language Dynamics and Change. 2017. No. 6. P. 210–251.
  • Sagart L., Hsu T. F., Tsai Y.-C., Wu C.-C., Huang L.-T., Chen Y.C., Chen Y.F., Tseng Y.-C., Ying H., Lin Y., Hsing Y. A Northern Chinese Origin of Austronesian Agriculture: New Evidence on Traditional Formosan Cereals // Rice. 2018. No. 11. P. 11–57. 
  • Schmandt-Besserat D. Before Writing. Vol. 1. From Counting to Cuneform. Austin: University of Texas Press, 1992.
  • Scott G. R., O’Rourke D. H., Raff J. A., Tackney J. C., Hlusko L. J., Elias S. A., Bourgeon L., Potapova O., Pavlova E., Pitulko V., Hoffecker J. F. Peopling the Americas: Not “Out of Japan” // PaleoAmerica. 2021. No. 7. P. 309–322.
  • Qu T., Bar-Josef O., Wang Y., Wu X. The Chinese Upper Paleolithic: Geography, Chronology, and Techno-Typology // Journal of Archaeological Research. 2013. No. 21. P. 1–73.
  • Sellato B. Naga dan Burung Enggang. Hornbill and Dragon. Kalimantan, Sarawak, Sabah, Brunei / Translated into English by Wanarsih Arifin. Singapore: Elf Aquitaine Indonésies — Elf Aquitaine Malaysia, 1989.
  • Siddall M., Rohling E. J., Almogi-Labin A., Hemleben C., Meischner D., Schmelzer I., Smeed D. A. Sea-Level Fluctuations During the Last Glacial Cycle // Nature. 2003. No. 423(6942). P. 853–858.
  • Skoglund P., Mallick D., Bortolini M. C., Chennagiri N., Hünemeier T., Petzl-Erler M. L., Salzano F. M., Patterson N., Reich D. Genetic Evidence for Two Founding Populations of the Americas // Nature. 2015. No. 525(7567). P. 104–109.
  • Thompson T., Egesdal S. M. Salish Myths and Legends. Lincoln, London: University of Nebraska Press, 2008.
  • Tolley A. R. Reinventing the Atlatl // Journal of the Steward Anthropological Society. 1979. No. 10(2). P. 161–178.
  • Turbon D., Arenas C., Cuadras C. M. Fueguian Crania and the Circum-Pacific Rim Variation // American Journal of Physical Anthropology. 2017. No. 163(2). P. 295–316.
  • Tylor E. B. Primitive Culture. Research into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Language, Art, and Custom. Vol. 1. London: John Murray, 1871.
  • Villalba F. J. La Iconografía del Inca a Través de las Crónicas Expañolas de la Época y la Colleción de Keros y Pajchas del Museo de América de Madrid // Anales del Museo de América. 1994. No. 2. P. 5–20.
  • Wardwell A. The Art of the Sepik River. Chicago: The Art Institute of Chicago, 1971.
  • Wichrowska O., Ziółkowski M. S. Iconografía de los Keros. Varsovia: Sociedad Polaca de Estudios Latinoamericanos, 2000.
  • Wilbert J. Folk Literature of the Yamana Indians. Los Angeles: University of California, 1977.