Гук Д. Ю. Феномен охоты на монстра

Дарья Юрьевна Гук
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-3380-9426
E-mail: hookk@hermitage.ru   

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Доказательства влияния культур обычно прослеживаются исследователями на уровне композиционных или технологических приемов, заимствования материальных объектов. Среди сюжетов, связанных с темой терзания или охоты, охота на монстра выделяется по ряду причин, перечисленных в статье. Анализ известных в настоящее время в переводе нарративных источников (фрагментов клинописных табличек) позволяет предположить наличие изобразительного ряда с соответствующим сюжетом и его трансформацию на протяжении столетий. Сформулирована гипотеза о том, как сюжеты могли быть интерпретированы в более позднее время и на другой территории. Для подтверждения гипотезы использован корпус археологических находок, представленных в электронных каталогах археологических собраний крупнейших музеев, что позволило собрать вместе все типы известных изображений Хумбабы, на котором акцентировано внимание в настоящем исследовании. Материалы из Пазырыкских курганов Горного Алтая, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, связь которых с цивилизациями Междуречья не оспаривается исследователями на уровне иконографии, предполагают наличие единства на уровне семантического поля. Учитывая распространение обычая помещать устрашающие маски в качестве оберега, можно предположить, что голова Хумбабы или аналогичного монстра, который выполняет защитные функции, является культурным заимствованием. Не исключена возможность создания изображений на основе устного поэтического описания в случае отсутствия канонического изображения. В этом случае подобные образцы могли тиражироваться другими мастерами в качестве эталона. Более ранний сюжета «терзания» как способа выяснения иерархии магическим путем трансформировался в «схватку с демоном-душителем», а «охота на монстра» может трактоваться как претензия на исключительность. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Хумбаба, монстр, феноменологический метод, Пазырыкская культура, кочевники, Эрмитаж

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-3(17)-121-133
УДК 902/904

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Руденко С. И. Основные недостатки главы об искусстве М. П. Грязнова // СПбФ АРАН. 1958. Ф. 1004. Оп. 1. Д. 180. Л. 1.
  • Абаев В. И. Древнеперсидские элементы в скифском языке // Осетинский язык и фольклор. Т. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 138–143.
  • Афанасьева В. К. От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997.
  • Баркова Л. Л., Гохман И. И. Происхождение ранних кочевников Алтая в свете данных палеоантропологии и анализа их изображений // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб.: Институт истории материальной культуры, 1994. С. 24–35.
  • Беляев Ю. А. Зверобоги древности. Мифологическая энциклопедия. М.: Книга и Бизнес, 1998.
  • Букина А. Г. Семантика смешанных существ в греческом искусстве ориентализирующего стиля // Труды СПбГУКиИ. Т. 174. СПб.: СПб Институт культуры, 2007. С. 20–27.
  • Граков Б. Н. Скифы. Научно-популярный очерк. М.: МГУ, 1971.
  • Грантовский Э. А., Бонгард-Левин Г. М. От Cкифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.: Мысль, 1983.
  • Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Гос. Эрмитаж, 1950.
  • ГукД.Ю. Obscurum per obscurius. О функциональном подходе к объяснению некоторых сюжетов и археологических находок из коллекции Государственного Эрмитажа // Символ науки. 2016. № 11-4. С. 201–203.
  • Гук Д. Ю., Николаев Н. Н. Замечания к реконструкции погребального шатра из пятого Пазырыкского кургана // Методика междисциплинарных археологических исследований. Омск: Наука, 2011. С. 49–62.
  • Гуссерль Э. Идея феноменологии: пять лекций. СПб.: Гуманитарная Академия, 2008.
  • Дьяконов И. М. История Мидии: от древнейших времен до конца IV в. до н. э. М.; Л.: Изд-во АНСССР, 1956.
  • Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше // Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). М.; Л.: Изд-во АНСССР, 1961. C. 91–143.
  • Дьяконов И. М. Люди города Ур. М.: ГРВЛ, 1990.
  • Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990.
  • Емельянов В. В. Гильгамеш. Биография легенды. М.: Молодая гвардия, 2015.
  • Иванчик А. И. К вопросу о скифском языке // Вестник древней истории. 2009. № 2. С. 62–88.
  • Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Пазырыкская узда. К предыстории хунно-юечжийских войн // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург: материалы всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А. Д. Грача. СПб.: Культ-информ-пресс, 1998. С. 169–177.
  • Кулланда С. В. Скифы: язык и этногенез. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016.
  • Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана. М.: Искусство, 1977.
  • Марсадолов Л. С. Переднеазиатские серебряные поясные накладки из кургана Пазырык-2 на Алтае // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул: Азбука, 2010. С. 71–75. (Труды САИПИ. Вып. VI).
  • Марсадолов Л. С. Многофакторный подход к этногенезу тюркских народов Саяно-Алтая // Этнокультурная идентичность народов Сибири и сопредельных территорий / отв. ред. Е. Ф. Фурсова. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2019. С. 461–466. doi: 10.17746/0295-7.2019.462-467.
  • Морозов И. А., Бутовская М. Л., Махов А. Е. Обнажение языка (кросс-культурное исследование семантики древнего жеста). М.: Языки славянской культуры, 2008.
  • Нуруллин Р. М. Ранние версии эпоса о Гильгамеше: таблица из Хармаля и таблица из Ниппура // Вестник древней истории. 2015. № 4. С. 60–86.
  • Полидович Ю. Б. Образы фантастических животных в искусстве народов скифского мира // Донецький археологiчний збiрник. 2015. № 19. С. 85–142.
  • Полосьмак Н. В. Исследование пазырыкского кургана Кутургунтас // Вестник древней истории. 1992. № 4. С. 50–63.
  • Полосьмак Н. В., Поздняков Д. В., Чикишева Т. А. Пазырыкцы: культура в лицах // Наука из первых рук. 2021. № 6 (90). С. 110–127.
  • Раевский Д. С. Скифский мифологический сюжет в искусстве и идеологии царства Атея // Советская археология. 1970. № 3. С. 90–101.
  • Раевский Д. С., Кулланда С. В., Погребова Н. Н. Визуальный фольклор. Поэтика скифского звериного стиля. М.: Институт востоковедения РАН, 2013.
  • Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
  • Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
  • Руденко С. И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тыс. до н.э.) М.: Изд-во вост. лит., 1961.
  • Фоссе Ш. Ассирийская магия. М.: Евразия, 2017.
  • Яблонский Л. Т. Новые археологические данные об ахеменидских влияниях на Южном Урале // Вестник древней истории. 2016. № 3. С. 744–766.
  • Яценко С. А. Загадочные монстры пазырыкцев и китайская мифология эпохи Чжоу // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1996. С. 154–158.
  • Alekseev A. Yu., Korolkova E. F., Rjabkova T. V., Stepanova T. V. The Scythians and their Cultural Contacts. 8 // The BP Exhibition Scythians: Warriors of Ancient Siberia. British Museum. London: Thames & Hudson, 2017. P. 278–282.
  • Al-Rawi F. N. H., George A. R. Back to the Cedar Forest: the Beginning and End of Tablet V of the Standard Babylonian Epic of Gilgameš // Journal of Cuneiform Studies. 2014. No. 66. P. 69–90. doi: 10.5615/jcunestud.66.2014.0069.
  • Black G. A., Green A. Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia. London: British Museum Press, 1992.
  • Pittman H. Ancient Art in Miniature: Ancient Near Eastern Seals from the Collection of Martin and Sarah Cherkasky. New York: Metropolitan Museum of Art, 1987.
  • Pottier E. Musée du Louvre: catalogue des Antiquités assyriennes. Paris: G. Braun, 1917.
  • The Ancient Near East: An Anthology of Texts and Pictures / ed. by J. B. Pritchard. Princeton University Press, 2011.
  • Thomas A. La Mésopotamie au Louvre: de Sumer à Babylone. Paris: Somogy éditions d’art, Louvre éditions, 2016.