Старостина О. В. Похоронная обрядность таджиков-матчинцев начала XXI в. (по материалам экспедиции 2018 г.)

Ольга Викторовна Старостина
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: starostinaov73@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2022

 

АННОТАЦИЯ. На полевых материалах рассматриваются некоторые аспекты современной похоронной обрядности таджиков-матчинцев, такие как подготовка к погребению, прощание и оплакивание, траурный танец, поминальная трапеза, характерные черты захоронений на кладбищах и мазарах, траур. Верховья р. Зеравшан — труднодоступный район, где благодаря сохранению локальной традиции сформировалась особая этническая идентичность, в которой по сей день бытуют многие традиционные обычаи и обряды, исчезнувшие у других групп таджиков. Несмотря на запреты ислама проводить некоторые похоронные обряды, такие как траурные танцы, оплакивание покойного, траур и некоторые другие, матчинцы придерживаются местных обычаев, сложившихся в данной локальной группе. В начале XXI в. правительство Республики Таджикистан издало ряд законов, строго регламентирующих обряды годового и жизненного цикла. Так, из похоронной обрядности должны быть исключены «искупительная жертва за душу усопшего», а также поминальная трапеза, совершаемая на третий, седьмой, двадцатый и сороковой день. Однако эти ритуалы являются важными вехами в традиционном цикле похоронно-поминальных обрядов таджиков и в каждой этнической группе имеют свою неповторимую локальную окраску. Результатом подобного «форматирования» должен стать общемусульманский обряд, не имеющий этнической специфики. Население верховьев Зеравшана продолжает следовать сложившимся традиционным культурным нормам и правилам, хотя и старается не афишировать данный факт посторонним, приезжающим в кишлаки Горной Матчи. В традиционном цикле современной похоронной обрядности матчинцев сохранились многие обряды, которые перестали бытовать в других районах республики. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Таджики, Горная Матча, похоронная обрядность, ритуальные танцы, траур, кладбища

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-3(17)-50-59
УДК 393

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ЗРТ 2007 — Закон Республики Таджикистан от 2007 г., № 6, ст. 428; 2008 г., № 6, ст. 448; 2010 г., № 7, ст. 568.
  • ЗРТ 2017 — Закон Республики Таджикистан от 30.05.2017 г., № 1428; от 28.08.2017 г., № 1461.
  • Андреев М. С. К характеристике древних таджикских семейных отношений // Известия таджикского филиала АН СССР. 1949. № 15. С. 3–19.
  • Андреев М. С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). Сталинобад: Изд-во АН Тадж ССР, 1953. (Труды Ин-та истории, археологии и этнографии АН Тадж ССР. Т. 7. Вып. 1).
  • Муродов О., Мардонова А. Некоторые традиционные погребальные обычаи и обряды у таджиков // Этнография Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1989. С. 110–134.
  • Наливкин В., Наливкина М. Очерк быта оседлого туземного населения Ферганы. Казань: тип. Императорского университета, 1886.
  • Писарчик А. К. Смерть. Похороны // Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 2. Душанбе: Дониш, 1970. С. 176–193.
  • Рахимов М. Обряды и обычаи, связанные со смертью и похоронами у таджиков Кулябской области // Известия отделения общественных наук ТаджССР. 1953. № 3. С. 107–130.
  • Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. С. 107–181.
  • Старостина О. В. Некоторые современные свадебные обряды таджиков-матчинцев // Кунсткамера. 2021. № 4. С. 153–168.
  • Троицкая А. Л. Некоторые старинные обычаи, обряды и поверья таджиков долины Верхнего Зеравшана // Занятия и быт народов Средней Азии. Л.: Наука, 1971. С. 224–254. (Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. 3).
  • Хамиджанова М. А. Мужские джахары в похоронных обрядах таджиков верховьев Зеравшана // Этнография Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1985. С. 54–58.