Беляева-Сачук В. А. На благословенной земле Малого Тибета — традиции буддизма окинских бурят и сойотов

Вероника Александровна Беляева-Сачук
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-4180-5027
E-mail: belyaeva.veronika@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена особенностям и современному состоянию буддизма, его пути развития в Окинском районе Республики Бурятия. Рассмотрена локальная специфика буддизма, связанная с влиянием на него шаманистических верований бурят и сойотов. История окинского буддизма тесно связана с Жэлгэнским дацаном, самым высокогорным храмом на территории России. Представлена история его возведения, разрушения в 1930-х годах и восстановления в 1990-х годах. Внимание будет также уделено буддийским сакральным местам, которые особо почитаются местными жителями. Это прежде всего места почитания Белой Тары и Зеленой Тары. В последние годы они становятся объектом паломничества и являются важными достопримечательностями района, которые посещают отечественные и зарубежные туристы. Для последних буддизм становится маркером этничности и привлекает любителей этнотуризма. В Окинском районе зарождается паломнический туризм, который также связан с тем, что дацан «Пунцогнамдоллинг» (преемник Жэлгэнского дацана) сотрудничает в последние годы с буддийскими учителями, держателями линии Рипа. Проводятся буддийские учения и затворы, которые привлекают не только местное население, но и верующих буддистов со всей России. На данный момент можно наблюдать слияние нескольких буддийских традиций — локального окинского буддизма, на который повлияли шаманистические верования, современного общебурятского буддизм, связанного с Традиционной буддийской сангхой России, и буддийских традиций из Тибета, Индии, Непала, Бутана, которые стали развиваться в России после 1990-х годов.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Жэлгэнский дацан, Зеленая Тара, Белая Тара, окинские буряты и сойоты, традиционный бурятский буддизм 

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-47-57
УДК 294.3(571.54)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Окинский райгосархив. Постановление Президиума ЦИК БМАССР. НАРБ. ФР-248. Оп. 3. Д. № 000. Л. 21.
  • ПМА 2004, 2010, 2014, 2015, 2019, 2022 — полевые материалы автора, собранные в Окинском районе в 2004, 2010, 2014, 2015, 2019, 2022 гг.
  • Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1957.
  • Дугаров Б. С. Сутра мгновений. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2011.
  • Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008.
  • Культовые объекты Окинского района / под ред. Ц. Б. Базарова. Орлик: ЦМБ, 2013.
  • Лбова Л. В., Хамзина Е. А. Древности Бурятии: карта археологических памятников. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
  • Нимаев Б. Б. История Окинского (Жэлгэнского) дацана. Орлик: ЦМБ, 2011.
  • Павлинская Л.Р. Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры в контексте взаимодействия с современностью. СПб.: Европейский Дом, 2002.
  • Пронтеева О. Белая и Зеленая Тары на Окинской земле // Республиканская газета. 23.10.2013. № 42 (328). С. 7.
  • Самаева З. С. Встречи на пути. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2014.
  • Сыртыпова С. Д. Святыни кочевников Трансбайкалья: традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007.
  • Хонгодоры / под ред. Н. Гармаева. Улан-Удэ: Нова-принт, 2013.
  • Цыбденов Ц. И. История образования миссионерской школы в Оке и строительство буддийского дацана в Жэлгэне // Саянская новь, 1990. № 35–40.
  • Цыремпилов Н. В. Буддизм и российское государство в XIX веке: от конфликтов к компромиссам // Буддизм в истории бурят. Улан-Удэ: Буряад-монгол ном, 2014. С. 36–65.