Доржигушаева О. В., Дондукова Г. П. Экологические мотивы буддийского антиурбанизма в Республике Бурятия

Оюна Владимировна Доржигушаева
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Улан-Удэ, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6930-0915
E-mail: oyuna79@mail.com

Галина Петровна Дондукова
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Улан-Удэ, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-4390-7556
E-mail: galina.dondukova11@gmail.com

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Во всем мире буддизм приспосабливается к жизни в мегаполисах, обретает формы, удобные для горожан, становится платформой для «экзальтированной» экологии и только в Республике Бурятия благодаря оригинальным антиурбанистическим воззрениям Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева подвигает к возвращению к традиционным формам жизни кочевника, уничтоженным советской властью. В статье отмечено, что для аргументации в пользу сельского образа жизни лидер Буддийской традиционной сангхи России использует экологическую мотивацию. Под экологией он понимает возможность жить в согласии с природой, в хороших естественных условиях, иметь возможность употреблять экологически чистую продукцию. Потребность человека в экологичной жизни, по его мнению, может быть удовлетворена в традиционном сельском образе жизни. Миграция сельских бурят в города подвергается критике Хамбо-ламы, он считает, что массовое переселение не делает их гражданами, они пополняют состав маргинального городского населения. Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев критикует использование глубоких монашеских практик мирянами в городских дхарма-центрах. Свои надежды на возрождение буддизма он возлагает на сельское население, которому вместо теоретического знания высоких текстов предлагает живое общение с ламой, живущим поблизости. Он считает, что жизнь за городом и особенно животноводство — хороший, а также экономически целесообразный выбор для современной бурятской молодежи.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бурятский буддизм, антиурбанизм, экологическая этика 

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-67-77
УДК 294.3

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Агаджанян А. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М.: Неостром, 2005. С. 222–255.
  • Амоголонова Д. Д. Хамбо лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском возрождении Бурятии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2017. № 2. С. 33–42.
  • Андреева О. Товарищ Будда // Русский репортер. 2012. № 39 (268). URL: https://expert.ru/russian_reporter/2012/39/tovarisch-budda/ (дата обращения: 20.10.2022).
  • Балдано М. Н., Кириченко С. В. Городское пространство Верхнеудинска / Улан-Удэ: от уездного города к столице республики // Идеи и идеалы. 2015. № 2 (24). С. 74–93.
  • Батомункуев С. Д. О полиэтничности Бурятии и проблеме этнической идентичности современных бурят // Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М.; Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 1999. С. 30–41.
  • Богомолов О. В Бурятии фермерам бесплатно раздают ягнят // ОТР. 06.12.2019. URL: https://otr-online.ru/news/v-buryatii-fermeram-besplatno-razdayut-yagnyat-141148.html (дата обращения: 20.10.2022).
  • Варнавский П. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 192–211.
  • Вологжина С. Ж. Оценка загрязнения воздушного бассейна г. Улан-Удэ // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2011. № 1. С. 48–59.
  • Гарри И. Р. Буддизм в истории и культуре бурят. Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2014.
  • Йонутите К. «Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (1). С. 106–122. doi: 10.22394/2073-7203-2020-38-1-106-122.
  • Нехамкин В. А. Антиурбанизм как социальное явление: философский анализ // Социум и власть. 2015. № 2 (52). С. 6–11.
  • Островская Е. А. Российский буддизм в оправе гражданского общества // Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М.: РОССПЭН, 2009. С. 294–328.
  • Подгорбунская М. Хамбо-лама Дамба Аюшеев о возрождении села // Село родное. 04.02.2013. URL: http://selorodnoe.ru/news/show/id3074261/ (дата обращения: 20.10.2022).
  • Терентьев А. Буддийская церковь в России: проблемы возрождения // Буддизм России. 1997. № 28. С. 53–56.
  • Тудупова Г. Из спортсмена в бизнесмены // Вести Бурятия. 19.08.2019. URL: https://bgtrk.ru/news/society/176576/ (дата обращения: 20.10.2022).
  • Уланов М. С. Специфика современной модернизации буддизма (на примере Бурятии и Калмыкии) // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык — культура — образование — музей (теоретические и прикладные проблемы). Элиста: КалмГУ, 2016. С. 156–160.
  • Шведов П. Контрабанда из Тибета // Газета РБ. 09.04.2013. URL: https://gazetarb.ru/news/section-incident/detail-38145/ (дата обращения: 20.10.2022).
  • McMahan D. L. The Making of Buddhist Modernism. Oxford: Oxford University Press, 2008.