Краснодембская Н. Г., Соболева Е. С. О храмовых завесах на тему «Вессантара джатака» из цейлонской коллекции МАЭ РАН № 6379 (к толкованию этнокультурного смысла)
Нина Георгиевна Краснодембская
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-0193-3905
E-mail: nigekrasno@mail.ru
Елена Станиславовна Соболева
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6137-0476
E-mail: soboleva@kunstkamera.ru
Скачать | К содержанию #4. 2022
АННОТАЦИЯ: Цейлонские художественные изделия демонстрировались в городах СCCР на содержательной выставке национального ремесла и искусства и были приобретены Министерством культуры СССР в 1959 г. В статье дается оценка научной значимости коллекции МАЭ № 6379. Особый интерес представляют подписные храмовые завесы буддийского содержания в технике ручной росписи, в частности посвященные эпизодам джатаки о царе Вессантаре. Это одна из самых известных и любимых у ланкийских буддистов джатака, она посвящена предпоследнему рождению Будды Гаутамы, Будды нашей эры, на земле. Толкуя этнокультурный смысл храмовых завес МАЭ № 6379-1, 6379-2, 6379-3, авторы отмечают, что изображенные на них сцены иллюстрируют важные моменты мировоззрения сингалов, основного населения Шри Ланки, исповедующих буддизм южной ветви (хинаяна, или тхеравада), свидетельствуют о некоторых их этикетных и эстетических пристрастиях, а также об определенных традиционных чертах материальной культуры (а именно кандийской художественной школы), сохранившихся до наших дней. Известно имя одного из художников — Пиядаса Годаманна, его произведения выявлены и в некоторых других российских музеях. Контекст коллекции МАЭ № 6379 отражает характер общественных и политических перемен в регионе Южной Азии в период обретения государственной независимости. Редкие и ценные экспонаты позволяют продолжить исследование интересных аспектов духовной и материальной культуры сингалов, раскрывают тонкие особенности их художественного ремесла и искусства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: буддизм, Шри-Ланка, МАЭ, джатака о царе Вессантаре, храмовые завесы, живопись, Пиядаса Годаманна
DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-104-115
УДК 39(548.7)+294.311
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Краснодембская Н. Г. Традиционное мировоззрение сингалов (обряды и верования). М.: Наука, 1982.
- Краснодембская Н. Г. Символы и атрибуты в современном сингальском буддизме (Шри Ланка) // Вещь в контексте культуры: материалы науч. конф., февр. 1994 г. / науч. ред. и сост. Т. Н. Дмитриева, В. А. Хршановский. СПб.: [б. и.], 1994. С. 59–61.
- Краснодембская Н. Г. Религиозность как понятие культуры у ланкийцев (из личных наблюдений) // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 3, ч. 2: Филология. Культура. М.; Магнитогорск: Изд-во МаГПУ, 1996. С. 394–403.
- Краснодембская Н. Г. В буддийских монастырях Шри Ланки (о личных впечатлениях 1980–1988 и 2009–2014 гг.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 15 / отв. ред. Е. Г. Федорова. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 190–214.
- Coomaraswamy A. K. Medieval Sinhalese Art. Broad Campden: Essex House Press; New Delhi: Munsharam Manoharlal, 1908.
- වෙස්සන්තර ජාතකය. පන්සිය පනස් ජාතක පොත් වහන්සේ (සරල සංක්ෂිප්ත). සරල සිංහල සංක්ෂිප්ත රචනය නිවන්දම ශ්රී ධර්මකීර්ති ස්ථවිර, කීර්ති නාරම්පනාව. බෞද්ධ සංස්කෘතික මධ්යස්ථානය, දෙහිවල. 2003. පිටු 630–632. [Вессантара джатака (пересказана на сингальском языке в адаптированной форме почтенным монахом Нивандама Шри Дхармакирти и [его ассистентом] Кирти Нарампанава) // Многопочтенная книга 550 джатак (рассказов) о [рождениях Будды]. Дехивала [Шри Ланка]: Центр буддийской культуры, 2003. С. 630–632]. (На сингал. яз.)