Сем Т. Ю. Семиотика этнографических коллекций народов Приамурья и Приморья В. К. Арсеньева начала XX в. по материалам Российского этнографического музея: этнокультурные особенности
Татьяна Юрьевна Сем
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-3306-3481
E-mail: semturem@mail.ru
Скачать | К содержанию #4. 2022
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу бытовых и ритуальных предметов из коллекции Российского этнографического музея В. К. Арсеньева начала XX в. тунгусо-маньчжурских народов Приамурья и Приморья. В ней поставлена цель охарактеризовать семиотические этнокультурные особенности вещевых предметов нанайцев и удэгейцев из коллекции В. К. Арсеньева в их отношении к системе культуры. Использован комплекс методов исследования — семантический, типологический, иконографический. Выделены три основные блока вещей: комплекс одежды, комплекс утвари и комплекс ритуальных шаманских предметов. В каждом блоке рассматриваются наиболее яркие и семантически значимые предметы — орнаментированные халаты и элементы одежды, орнаментированные сумочки и берестяные коробки, шаманские фигуры духов-помощников и шаманские атрибуты. В результате семиотического анализа орнаментов на вещах выявлены сходства визуальных образов и сюжетов нарративов нанайцев, удэгейцев и других тунгусо-маньчжурских народов. Отмечены визуальные варианты следующих образов и мифологических сюжетов: мифологический сюжет о творении мира водоплавающими птицами или змеями, миф о браке медведя и женщины, мифологема о птице Коори, сюжет о божествах плодородия, изображения антропоморфных личин, имеющих сходство с петроглифами Нижнего Амура, образ черепахи — символа земли и женского начала природы, плодородия, образы двух медведей — мифических близнецов, хозяев суши и воды, изображения пляшущих человечков в хороводе вокруг огня, связанных с солнечными танцами. Особое место в коллекциях Арсеньева занимают предметы шаманских духов-помощников и шаманские атрибуты, связанные с культом плодородия, космосом, символами земли и шаманским древом, личным покровителем шамана. Рассмотренные этнокультурные характеристики предметов коллекции В. К. Арсеньева отражают ментальные особенности тунгусо-маньчжуров, архетипы и ценности их традиционной культуры, выраженные в орнаментах, мифологии, верованиях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнографические коллекции, В. К. Арсеньев, Российский этнографический музей, семиотика, тунгусо-маньчжурские народы
DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-187-200
УДК 39.391+398+21/29-213
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- АМАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 62. Липский А. Н. Материалы экспедиции 1936–1937 гг. Полевые записи по теме: Большие поминки. СПб.: МАЭ. 155 л.
- АОИАК — ПОРГО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 28. Арсеньев В. К. Путевой дневник. 1914–1927 гг. Владивосток. Л. 190–1206.
- Аврорин В. А., Козьминский И. И. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» // Сборник МАЭ. Т. XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 324–333.
- Алкин С. В. Древние культуры Северо-Восточного Китая. Неолит Южной Маньчжурии. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2007.
- Анисимов А. Ф. Космологические представления народов Севера. М.; Л.: АН СССР, 1959.
- Арсеньев В. К. Лесные люди — удэхейцы // Арсеньев В. К. Сочинения. Т. 5. Владивосток: Примиздат, 1948. С. 139–220.
- Баранов Д. А. О чем молчат вещи // Российская антропология и «онтологический поворот». М.: ИЭА РАН, 2017. С. 33–83.
- Березницкий С. В. Об этногенезе тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока // Сибирь: древние этносы и их культуры. СПб.: Наука, 1996. С. 146–164.
- Березницкий С. В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. Владивосток: Дальнаука, 2003.
- Бурыкин А. А. Мифологические рассказы о медведе у народов Северо-Восточной Азии и Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Духовная культура. Вып. 4. СПб.: МАЭ, 1996. С. 60–89.
- Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрОРАН, 1995.
- Забияко А. П., Ван Цзяньлинь. Наскальные изображения Северо-Восточного Китая. Благовещенск: Амурский госуниверситет, 2015.
- Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начало XX в. М.; Л.: АН СССР, 1954. (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. XXII).
- Краски земли Дэрсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья / ред. Ч. М. Таксами. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1982.
- Кубанова Т. А. Ритуальная скульптура нанайцев (из собрания Музея советского изобразительного искусства): каталог. Комсомольск-на-Амуре: б. и., 1992.
- Лапшина З. С. Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури. Хабаровск: ХГИИК, 2012.
- Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования. Владивосток: б. и., 1922. (Записки Общества изучения Амурского края Владивостокского отделения Приамурского отдела Русского географического общества. Т. XVI).
- Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX века). Новосибирск: Наука, 1984.
- Миссонова Л. И. «Танец огня» как один из главных обрядов жизненного цикла в тунгусо-маньчжурской практике // Музей. Традиции. Этничность. 2014. № 2 (6). С. 43–44.
- На грани миров. Шаманизм народов Сибири: из собрания Российского этнографического музея: [альбом] / отв. ред. В. В. Горбачева, К. Ю. Соловьева. М.: Художник и книга, 2006.
- Народы Сибири в составе государства Российского (очерки этнической истории) / отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб: МАЭ РАН, 1999.
- Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971.
- Окладникова Е. А. Модель вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. Проблема этнокультурных контактов аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки. СПб.: МАЭ РАН, 1995.
- Переверзева О. В. Мифопоэтическое пространство нанайской долины реки Девятки в XIX–XX века // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1(21). С. 97–110.
- Подмаскин В. В. Духовная культура удэгейцев XIX–XX вв. Владивосток: ДВГУ, 1991.
- Росугбу И. А. К вопросу о семантике ульчской игровой куклы // Фольклор и этнография народов Севера: межвузов. сб. науч. трудов. Якутск: Северовед, 1998. С. 54–59.
- Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи). Историко-этнографические очерки. СПб.: филфак СПбГУ, 2015.
- Сем Т. Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. СПб.: Академия исследований культуры, 2017.
- Сем Т. Ю. Вещный мир Дальневосточного шаманства как отражение Центрально-Азиатских связей // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2020а. № 3 (32). С. 47–56.
- Сем Т. Ю. Коммуникация с природой в удэгейском орнаменте на берестяных коробках из коллекции Российского этнографического музея: символика образов // Homo Eurasicus в системах социальных и культурных коммуникаций. СПб.: Свое издательство, 2020б. С. 56–70.
- Сем Т. Ю. Элементы возрастных инициационных обрядов и актуальные игры тунгусо-маньчжуров (ментальные особенности) // Религиоведение. 2021. № 3. С. 52–60.
- Сем Ю. А. Нанайцы. Материальная культура. Вторая половина XIX — середина XX в. Владивосток: ДВФ СО АН СССР, 1973.
- Сем Ю. А. Космогонические представления нанайцев: верхний мир // Религиоведческие исследования в этнографических музеях. Л.: ГМЭ, 1990. С. 113–121.
- Сем Ю. А. Голос хозяина Вселенной // Северные просторы. 1993. № 5–6. С. 17–18.
- Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
- Соколовский С. В. Материальная семиотика и этнография материальной культуры // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 103–115.
- Титорева Г. Т. Орнаментика свадебного костюма нанайцев // Орнаментика в артефактах традиционных культур: материалы XV междунар. Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2016. С. 217–220.
- Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964.
- Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / сост. М. Д. Симонов, В. Т. Кялундзюга, М. М. Хасанова. Новосибирск: Наука, 1998.
- Шаньшина Е. В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России (опыт мифологической реконструкции и общего анализа). Владивосток: Дальнаука, 2000.
- Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов // Записки Приамурского отделения Императорского Русского географического общества. Т. 2. Вып. 1. Хабаровск: тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернаторства, 1896.
- Юань К. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1965.
- Lavrillue А., Sem T. Contemporary ‘Shamanising Persons’ among the Tungus-Manchu (Evenki, Even, and Nanai): Case Studies about Common Collective Spiritual Representations // Религиоведение. 2021. № 4. С. 32–51.
- Laufer B. Petroglyphs of the Amoor // American Anthropologist. 1899. Vol. 1, no. 9. P. 749–750.
- Munro N. G. Ainu Creed and Cult. New York: Columbia University Press; London: Routledge; Kegan Paul, 1963.