Воробьев Д. В. Эмбрион промысловых животных: представления и запреты охотников севера Нового и Старого Света

Денис Валерьевич Воробьев
Институт этнологии и антропологии РАН
Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-0401-0295
E-mail: pakamagan@rambler.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #4. 2022

 

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются представления охотников Севера, связанные с эмбрионом млекопитающих, в первую очередь копытных. По представлениям инну, употреблять в пищу эмбрионов могут только старики. Считается, что молодые люди будут от этого быстро уставать при ходьбе. Переносить выпоротков следует в сумке. Если транспортировать их открытыми, поднимется ветер. Алгонкины полагают, что дети не должны присутствовать при разделке туши беременной самки. Иначе они могут тяжело заболеть. Представления сибирских охотников, с одной стороны, аналогичны, но могут быть и противоречивы. У долган и северных якутов утробного теленка ели только старики, у которых уже не могло быть детей. Современные эвенки эмбрионов северного оленя не едят. Их либо вешают на дерево, либо зарывают в снег или выбрасывают. Д. Клеман объясняет запрет на поедание эмбриона молодыми людьми исходя из концепта «знака». Зародыш не может передвигаться самостоятельно. Поэтому, съев его, юноши тоже утрачивают способность быстро ходить. Эти меры направлены на предохранение от разрыва связи «человек — добыча». Выносливость необходима молодым людям на охоте, а старики могут позволить себе отсутствие этого качества. С этих же позиций допустимо объяснить предписание нести выпоротка только в сумке. Эмбрион покоится в утробе матери, где всегда тепло. Сам факт попадания его наружу вызывает ветер, способный доставить людям неприятности. Таким образом, сумку допустимо рассматривать как аналог материнской утробы.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмбрион, карибу, дикий северный олень, инну, эвенки, «доктрина знака»

 

DOI 10.31250/2618-8619-2022-4(18)-240-252
УДК 39:639.1

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 1999 — полевые материалы автора. Советская Речка, Туруханский район Красноярского края, 1999 г.
  • ПМА 2004–2005 — полевые материалы автора. Советская Речка, Туруханский район Красноярского края, 2004–2005 гг.
  • ПМА 2014 — полевые материалы автора. Чиринда, Эвенкийский район Красноярского края, 2014 г.
  • Акаевский А. И. Анатомия северного оленя. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939.
  • Алексеенко Е. А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л.: Наука, 1967.
  • Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н. Л. Гондатти, находящихся в Этнографическом музее Императорской академии наук. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1901. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской академии наук. Т. I, вып. 2).
  • Бурыкин А. А. Малые жанры эвенкского фольклора. Загадки, пословицы и поговорки, запреты-обереги, обычаи и предписания, приметы. Исследования и тексты. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.
  • Василевич Г. М. Эвенкийско-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностран. и нац. словарей, 1958.
  • Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало ХХ). Л.: Наука, 1969.
  • Воробьев Д. В. Современные верования охотников на дикого северного оленя (на примере эвенков Чиринды) // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 37–52.
  • Дьяченко В. И. Охотники высоких широт. Долганы и северные якуты. СПб.: Европейский дом, 2005.
  • Иохельсон В. И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Т. 5).
  • Клеман Д. Роль растений в трясущейся палатке инну // Сибирские исторические исследования. 2019. № 1. С. 64–89.
  • Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов. Новосибирск: Наука, 1984.
  • Поворознюк О. А. Культурный ландшафт и адаптация в современных условиях Российского Севера (на примере читинских эвенков) // Расы и народы. Вып. 33. М.: Наука, 2007. С. 188–208.
  • Попов А. А. Нганасаны. Вып. I. Материальная культура. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. (Труды Института этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Т. III).
  • Попов Г. А. Сочинения. Якутский край [пособие по краеведению]. Научные статьи / сост. и отв. ред. Л. Н. Жукова и Е. П. Антонов. Якутск: Якут. гос. ун-т; Ин-т гуманит. исследований АН РС(Я), 2006. Т. 2.
  • Тугаринов А. Я. Туземцы Приенисейского Севера // Библиотека приенисейского краеведа. № 16. Красноярск: Бюро краеведения при Красноярском отделе РГО, 1927. С. 1–14.
  • Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986.
  • Beaulieu A. Convertir les fils de Caïn. Jésuites et amérindiens nomades en Nouvelle France, 1632–1642. Québec: Nuit Blanche Éditeur, 1994.
  • Bouchard S. Chroniques de chasse d’un Montagnais de Mingan. Série cultures amerindiennes. Québec: Ministére des Affaire culturelle, 1977.
  • Bousquet M.-P. Les Algonquins les ont-ils toujours besoin des animaux indiens? Réflexsions sur le bestiaire contemporain // Théologiques. 2002. Vol. 10, no. 1. P. 63–87. https://doi.org/10.7202/008156ar.
  • Brown B. W. End-of-Earth People: The Arctic Sahtu Dene. Toronto: Dundurn Press, 2014.
  • Clément D. L’homme-caribou: L’analise ethnoscientifique du mythe // The Canadian Journal of Native Studies. 1991. Vol. XI, no. 1. P. 49–93.
  • Clément D. Le bestiaire innu. Les quadrupèdes. Collection “Mondes Autochtones”. Québec: Presse de l’Université Laval, 2012.
  • Clément D. La terre qui pousse. L’ethnobotanique innue d’Ekuanitshit. Collection “Mondes Autochtones”. Québec: Presse de l’Université Laval, 2014.
  • Dominique R. Le language de la chasse. Récit autobiographique de Michel Grégoire, Montagnais de Natashquan. Québec: Presses de l’Université du Québec, 1989.
  • Friesen T. M., Stewart A. M. Covering Bones: The Archaeology of Respect on the Kazan River, Nunavut // Études Inuit Studies. 2017. 41(1–2). P. 151–178.
  • Jérôme L. Cosmologie autochtone et musée. Diversité des expériences et des points de vue dans un processus de consultation // Karthala “Histoire, monde et cultures religieuses”. 2013/3. No. 27. P. 19–42.
  • Lacasse J.-P. Les Innus et le territoire. Innu tipenitamun. Collection Territoires. Québec: Septentrion, 2004.
  • Laugrand F., Lévesque F. L’animal arctique au-devant de la scène: Introduction au bestiaire inuit / Spotlight on Arctic Animals: Introduction to the Inuit Bestiary // Études Inuit Studies. 2017. Vol. 41, no. 1–2. P. 3–28.
  • Legros D. Oral History as History: Tutchone Athapaskan in the Period 1840–1920. Hude Hüdan Series. Pt. 2. Yukon: Yukon Cultural Services Branch, 2007.
  • Petitot E. Traditions indiennes du Canada nord-ouest par Émile Petitot ancien missionaire. Les literatures populaires de toutes les nations. Traditions, légendes, contes, chansons, proverbes, deviettes, superstitions. Paris: Maisonneuve Frères et Ch. Leclerc, 1886. Vol. XXIII.
  • Savard R. La forêt vive: récits fondateurs du peuple innu. Montréal-Québec: Boreal, 2004.
  • The Jesuit Relations and Allied Documents. Travels and Explorations of the Jesuit Missionaries in New France. 1610–1791 / ed. by R. G. Thwaites. New York: Pageant Book Co., 1959. Vol. 6.