Бегеулов Р. М., Зельницкая Р. Ш. Шариатизация и ее влияние на трансформацию похоронно-поминальной обрядности у карачаевцев
Рустам Маратович Бегеулов
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева
г. Карачаевск, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-4423-9182
E-mail: r_begeul@mail.ru
Рица Шотовна Зельницкая
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0009-0009-9727-0093
E-mail: riza81@yandex.ru
Скачать | К содержанию #3. 2023
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с постепенной шариатизацией (распространением в быту норм исламского права и замещением ими предписаний адата) карачаевского общества и ее влиянием на похоронно-поминальную обрядность. В постсоветский период традиционный похоронно-поминальный обряд подвергся резкой критике со стороны части духовенства и салафитских религиозных активистов. Они требовали избавиться от обычаев, не соответствовавших исламским нормам. Отмечается, что прежде всего трансформации подверглась практика раздачи хызенов (пакетов с поминальной пищей) и схата (кусков мяса жертвенного животного, заколотого в память об умершем), а также деур (раздача части имущества и/или денег во искупление грехов усопшего). В этом же ряду — призывы к отмене поминок на третий и 52-й дни после смерти и на годовщину смерти, чтения поминальных молитв после погребения. В целом также осуждалась практика проведения пышных поминальных застолий. Следует отметить, что этот процесс проходил неравномерно, и сегодня можно наблюдать весьма разнообразные вариации переплетения обычных и шариатских предписаний в этой сфере у различных слоев карачаевского общества. В результате дискуссий современная похоронно-поминальная обрядность карачаевцев фактически утратила внутреннее этническое единство. Часть населения, несмотря на увещевания и обращенные к верующим призывы отказаться от традиционных поминальных обрядов, продолжает проводить похоронно-поминальные обряды в соответствии со сложившимися к концу XX в. народными канонами. Другая часть отошла от традиционного обряда и вводит в похоронно-поминальную практику те или иные новации, аргументируя их введение предписаниями ислама.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: карачаевцы, ислам, мечеть, похороны, поминки, традиции
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бегеулов Р. М., Зельницкая Р. Ш. Шариатизация и ее влияние на трансформацию похоронно-поминальной обрядности у карачаевцев. Кунсткамера. 2023. 3(21): 160–169. doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-160-169
DOI 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-160-169
УДК 393.05(=512.142)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПМА 2017 — Полевые материалы автора (Р. Ш. Зельницкой). Экспедиция в Карачаево-Черкесскую Республику в апреле 2017 г. Информант А. М. Кульчаев, 1948 г.р., а. Хурзук.
ПМА 2021 — Полевые материалы автора (Р. Ш. Зельницкой). Экспедиция в Карачаево-Черкесскую Республику в августе 2021 г. Информант С. Х. Бегеулов, 1964 г.р., а. Хурзук.
ПМА 2022 — Полевые материалы автора (Р. Ш. Зельницкой). Экспедиция в Карачаево-Черкесскую Республику в июне — июле 2022 г. Информант А. Т. Коркмазов, 1976, а. Кумыш.
- Абдулаева М. А. Трапезы в цикле поминально-погребальных обрядов балкарцев и карачаевцев // III Всероссийские Миллеровские чтения: материалы науч. конф. Владикавказ: Владикавказский научный центр РАН, 2012. С. 178‒192.
- Адоньева С. Б. Символический порядок. СПб.: Пропповский центр; Амфора, 2011.
- Алиев У. Д. Карачай (Карачаевская автономная область). Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск: [Б. и.], 1991.
- Бегеулов Р. М. Религиозная идентичность карачаевцев в постсоветский период: тенденции и проблемы // Электронный журнал «Кавказология». 2017. № 2. С. 103‒109.
- Биджи М. А., Хатуев Р. Т. Мусульманская Алания. Очерк конфессиональной истории Центрального Кавказа VII–XV вв. Черкесск: Аланский Эрмитаж, 2011.
- Биджиев Х. Х. Погребальные памятники Карачая XIV–XVIII вв. // Вопросы средневековой истории Карачаево-Черкесии. Черкесск: [Б. и.], 1979. С. 63‒145.
- Болурова А. Н. Традиционные похоронные обряды карачаевцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3. C. 18–21. Тамбов: Грамота.
- Духовенство Карачаево-Черкесии запретило дорогостоящие поминальные обряды. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/184853/ (дата обращения: 15.06.2022).
- Дьячков-Тарасов А. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 25. Тифлис: тип. канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе и К. Козловского, 1898. С. 49‒91.
- Иваненков Н. С. Карачаевцы: доклад, прочитанный на общем собрании членов ОЛИКО 28 ноября 1908 г. // Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 5. Екатеринодар: тип. Кубанского областного правления, 1912. С. 25–91.
- Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. // Кавказский этнографический сборник. Т. 4. М.: Наука, 1969. С. 109‒118.
- Леви-Стросс К. Печальные тропики: пер. с фр. Львов: Инициатива; М.: АСТ, 1999.
- Леонтович Ф. И.Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1. Одесса: тип. П. А.Зеленого, 1882.
- Пантелеева Л. М., Хоробрых С. В. Лингво-семиотика похоронной культуры: деревня и город. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022.
- Тебуев Р. С, Хатуев Р. Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
- Тиби Бассам. Исламистская шариатизация политики и социума. Источник конфликта между цивилизациями? // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 6 (79). С. 37‒57.
- Тэйлор Э. Первобытная культура / под ред. В. К. Никольского. М.: Юрайт, 2019.
- Уорнер У. Живые и мертвые. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
- Хаджиева М. Х. «Кормление» покойных через пограничную группу «джарлы» и «харип» // Мирнауки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 326‒328.
- Хаджиева М. Х. Медиативная роль карачаево-балкарской пищи в обряде перехода в мирмертвых в конце XIX — начале ХХ в. // Сфера культуры. 2021. № 3 (5). С. 83‒92.