Кудрин А. А. Заброшенные и переоборудованные церкви и монастыри как молодежные пространства (по материалам Каргополья и Пудожья)

Алексей Александрович Кудрин
Санкт-Петербургский институт истории РАН
Санкт-Петербург, Россия
ORCID: 0009-0005-3892-7113
E-mail: kudrin-ljosha@rambler.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2023

 

АННОТАЦИЯ. В ХХ в. сохранившиеся на Русском Севере церкви и монастыри перестали быть культовыми постройками. Память местных жителей, связанная с объектами церковной архитектуры, существенно отличается от представлений людей, не являющихся представителями местного сообщества. Наиболее часто воспоминания о таких церквях и монастырях у местных жителей связаны с детским и подростковым возрастом. В статье рассматривается феномен детского освоения заброшенных или переоборудованных храмовых и монастырских объектов в ХХ в. на Русском Севере. Автор предлагает считать изучаемые объекты молодежными досуговыми пространствами и анализирует именно подростковые и детские практики. Такой ракурс дает возможность исследовать представления современного сельского населения о детской агентности. Выделены и рассмотрены с точки зрения молодежных практик два этапа существования в прошлом почитаемых объектов: институциональный и неинституциональный. На первом этапе в бывших храмах и монастырях располагались школы и хозяйственные постройки, на втором эти объекты осваивались детьми независимо от взрослых. Молодежная агентность оценивается как особенная и в некотором смысле неполная с точки зрения ответственности за совершаемые действия. В целом восприятие молодежной активности укладывается в понимание детства в западных культурах, сложившееся за последние несколько сотен лет в рамках дискурсов «ангелов» и «дьяволов». Представленный материал позволяет понять разницу в восприятии восстанавливающихся храмов и монастырей у невоцерковленных сельских жителей и внешних акторов. Источниками исследования служат полевые материалы автора, собранные в разных регионах Русского Севера (Архангельская область, Карелия).

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Русский Север, православие, агентность, детство, церковь

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кудрин А. А. Заброшенные и переоборудованные церкви и монастыри как молодежные пространства (по материалам Каргополья и Пудожья). Кунсткамера. 2023. 3(21): 183–198. doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-183-198

 

* При поддержке Российского научного фонда (проект № 20-78-10060 «Церковное и монастырское строительство в России XIII–XVII вв. как фактор развития общества и государства в XIII–XVII вв. и начале XXI в.: история, культура, архитектура, наука»).

 

DOI 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-183-198
УДК 316.7

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПМА — полевые материалы автора, собранные в ходе экспедиций 2020 и 2021 гг. на территории Каргопольского района Архангельской области и Пудожского района Республики Карелия.

Пионерская уездная организация (1922–1929) // Каргопольский район Архангельской области: Энциклопедический словарь / [авт.-сост., гл. ред. Г. Л. Панин]. Архангельск: Правда Севера, 2015. С. 381–382.

Поповский А., свящ. Богомоленье // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. № 14. С. 335–337.

Церковная архитектура Каргополья // Каргопольский район Архангельской области: Энциклопедический словарь / [авт.-сост., гл. ред. Г. Л. Панин]. Архангельск: Правда Севера, 2015. С. 604–605.

Церковная жизнь Каргополья (XVIII–XX вв.) // Каргопольский район Архангельской области: Энциклопедический словарь / [авт.-сост., гл. ред. Г. Л. Панин]. Архангельск: Правда Севера, 2015. С. 605–609.

Школа Ошевенская (1861) // Каргопольский район Архангельской области: Энциклопедический словарь / [авт.-сост., гл. ред. Г. Л. Панин]. Архангельск: Правда Севера, 2015. С. 631–632. 

  • Адамян Л. И., Обухов А. С. Потаенные места в игровой культуре башкирских детей (на материале Бурзянского района республики Башкортостан) // Традиционная культура. 2019. № 2. С. 50–62.
  • Башнин Н. В., Кудрин А. А. Роль горожан в ревитализации традиционного сакрального ландшафта Каргополья // Кенозерские чтения — 2021. Заповедные земли Русского Севера в контексте социально-гуманитарных и естественно-научных исследований: сборник материалов Х Всероссийской научно-практической конференции / сост. М. Н. Мелютина, С. И. Дровнина; отв. ред. Е. Ф. Шатковская; ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Архангельск: Б. и., 2022. С. 19–28.
  • Безрогов В. Г. Власть дискурса и религия в воспоминаниях о детстве // Религиозная жизнь в современной России / под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 89–105.
  • Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988.
  • Виноградов В. В. Северорусские почитаемые места в слове и изображении: к проблеме взаимодействия фольклора и художественного творчества // Северорусские почитаемые места: топика святынь: избранные статьи, диссертация / ред.-сост., вступ. статья, коммент. Е. В. Хаздан; науч. ред. А. Ф. Некрылова. СПб.: Пропповский центр, 2019а. С. 13–322.
  • Виноградов В. В. Из наблюдений за почитаемыми местами в зоне русско-вепсских контактов (фрагмент статьи) // Северорусские почитаемые места: топика святынь: избранные статьи, диссертация / ред.-сост., вступ. статья, коммент. Е. В. Хаздан; науч. ред. А. Ф. Некрылова. СПб.: Пропповский центр, 2019b. С. 332–345.
  • Виноградов Г. С. Детский народный календарь (из очерков по детской этнографии) // Этнография детства и русская народная культура Сибири. М.: Восточная литература, 2009. С. 137–166.
  • Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: материалы и исследования. Т. 30. СПб.: Наука, 1999. С. 500–512.
  • Дранникова Н. В. Разрушение православных церквей и культовых сооружений в повествовательной традиции Архангельской области // Традиционная культура. 2020a. Т. 21, № 2. С. 91–102.
  • Дранникова Н. В. Устные рассказы о мезенских храмах как предмет междисциплинарногого исследования // Арктика и Север. 2020b. № 39. С. 144–159.
  • Дубовка Д. Г. В монастырь с миром. В поисках светских корней современной духовности. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020.
  • Заручевская Е. Б. История строительства Богоявленской церкви Ошевенской слободы // Ошевенское. История одного храма: каталог выставки. М.: Три квадрата, 2019. С. 15–26.
  • Золотая веточка: Детский фольклор Каргопольского и Коношского районов Архангельской области (Материалы к своду русского фольклора) / сост., подгот. текстов, нотации, ст., коммент. Е. И. Якубовской. СПб.: Ин-т русской лит-ры (Пушкинский дом), 2021.
  • Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; под общей редакцией А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009.
  • Козлов Д. С. Неофициальные группы советских школьников 1940–1960-х годов: типология, идеология, практика // Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 451–494.
  • Козловская А. Ю., Козлова А. В. Детская агентность как предмет теоретической дискуссии и практическая проблема (антропологический комментарий) // Антропологический форум. 2020. № 45. С. 11–25.
  • Комарова Г. А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. 2-е изд., доп. М.: ИЭА РАН, 2014.
  • Кон И. С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 2. С. 151–174.
  • Кулишова С. В., Пригодина О. Б. Церковь и власть в Каргопольском уезде, 1918–1925 гг.: по материалам архива милиции и местной печати // Святые и Святыни северорусских земель. Каргополь: Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей, 2002. С. 187–195.
  • Куприянова А. С., Агапова, Д. М., Поцелуйко Я. Монастыри Переславля-Залесского как точки притяжения и коммуникации // Фольклор и антропология города, 2021. Т. IV, № 1–2. С. 174–191.
  • Логинов К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2010.
  • Лурье М. Л. Несколько замечаний о современных граффити // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Вып. 2. Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22–24 ноября 2003 г.) / отв. ред. В. М. Гацак, Н. В. Дранникова. 2004. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/839/lure-m.l.-neskolko-zamechaniy-o-sovremennykh-graffiti-.pdf  (дата обращения: 25.07.2022).
  • Мелехова Г. Н. Православные традиции сельского населения Каргополья в XX веке (по полевым материалам 1990-х годов) // Кенозерье [сайт]. URL: http://kenozerjelive.ru/relhabits.htm (дата обращения: 27.09.2023).
  • Мелехова Г. Н., Носов В. В. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. II. М.: ИЭА РАН, 1994.
  • Минеева И. Н., Пигин А. В. Святыни Лекшмозерья // Живая старина. 2007. № 1. С. 49–51.
  • Мороз А. Б. Народный культ преподобного Александра Ошевенского // АБ-60. Сборник статей к 60-летию А. К. Байбурина. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. С. 146–167.
  • Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  • Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. М.: Питер, 2009.
  • Панкратов С. За монастырской стеной // Красный Север. 1929. 5 марта. С. 6.
  • Райкова И. Н. Воспоминания о детстве в контексте традиционной культуры (по полевым материалам Муромского края) // Традиционная культура. 2006. № 3. С. 74–83.
  • Рожков А. Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  • Форум: В поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9–106.
  • Фофанова В. В. Судьба храмов г. Каргополя и их служителей в 1920–1930-е гг. по документам ГААО // Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции. Материалы Х Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2009. С. 158–172.
  • Хафизова Л. Р. Дети в обрядах и верованиях Каргополья // Живая старина. 1999. № 1. С. 43–44.
  • Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012.
  • Щепанская Т. Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С. 34–85.
  • Bushnell J. Moscow Graffiti: Language and Subculture. Boston: Unwin Hyman, 1990.
  • Cloke P., Jones O. «Unclaimed territory»: childhood and disordered space(s) // Social & Cultural Geography. 2005. Vol. 6, iss. 3. P. 311–333.
  • DeSilvey C., Edensor T. Reckoning with ruins // Progress in Human Geography. 2013. Vol. 37, iss. 4. P. 465–485.
  • Dzenovska D. Emptiness: Capitalism without people in the Latvian countryside // American Ethnologist. 2020. Vol. 47, iss. 4. P. 10–26.
  • Jones O. Melting Geography: purity, disorder, childhood and space // Children’s Geographies: playing, living, learning. Ed. by S. L. Holloway and G. Valentine. London; New York: Routledge, 2000. P. 25–40.
  • Schwenkel C. Haunted Infrastructure: Religious Ruins and Urban Obstruction in Vietnam // City & Society. 2017. Vol. 29, iss. 2. P. 413–434.
  • Valentine G. Public Space and the Culture of Childhood. London; New York: Routledge, 2016.