Жукова Л. Н. Обряды промысловой магии и лучники в петроглифах рек Лены, Ангары и озера Байкал

Людмила Николаевна Жукова
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера
Сибирского отделения РАН
Якутск, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-1645-8043
E-mail: zjukova@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2023

 

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются наскальные композиции с участием лучников и копытных животных с целью выявления конкретного смыслового наполнения древней промысловой обрядности: какие сведения можно получить при структурном анализе рисунков. В наскальных рисунках бассейна р. Лены в неолите — раннем металле наиболее распространенными были обряды магической «охоты» на копытного зверя, аналогичные промысловые обряды сохраняются у лесных юкагиров и южноякутских эвенков орочонов. Автор предполагает, что в бронзовом веке с пришлыми племенами появляются промысловые обряды с иным внешним оформлением — магические «танцы перед зверем», в которых также используется лук. При этом смысловое содержание двух вариантов обрядности остается единым — это языческие прошения об охотничьей удаче. В Байкальско-Ангарском регионе композиций с пешими лучниками немного, рисунки также демонстрируют наличие двух выявленных на р. Лене вариантов. На основании предпринятого автором сравнительно-сопоставительного анализа обеих традиций в синхронном и диахронном аспектах выдвигается гипотеза о принадлежности сюжета с «погоней» к раннему аборигенному культурному пласту, сюжет с «танцем» перед головой лося рассматривается как привнесенный из степных южных районов. Аборигенный сюжет с «погоней» по абрису простого лука с меньшей или большей величиной кибити в виде дуги тяготеет к Забайкалью. Однако, в отличие от забайкальских рисунков, в ангарские композициях «танца» перед зверем абрис лука — скифского типа, что является одним из оснований считать их привнесенными.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Якутия, Байкальско-Ангарский регион, наскальные рисунки, промысловая магия, сюжеты и обряды, аборигенные и пришлые племена

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Жукова Л. Н. Обряды промысловой магии и лучники в петроглифах рек Лены, Ангары и озера Байкал. Кунсткамера. 2023. 3(21): 170–182. doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-170-182

 

* Исследование выполнено по программе научного проекта Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск), проект № 0297-2021-00 «Стратегии адаптации и этнокультурное развитие населения Якутии в древности, Средневековье и Новое время».

 

DOI 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-170-182
УДК 398.94(=554)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Алексеев А. Н., Кочмар Н. Н., Пеньков А. В. Мнемозина — мать Клио, Урании, Полигимнии… // Древние культуры Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеоинформатика. Новосибирск: Наука, 2003. С. 126–134.
  • Варламова Г. И. (Кэптукэ). Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре. Новосибирск: Наука, 2004.
  • Гурвич И. С. Юкагирская проблема в свете этнографических данных // Юкагиры. Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975. С. 12–83.
  • Жорницкая М. Я. Народные танцы юкагиров // Юкагиры. Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975. С. 125–135.
  • Жукова Л. Н. «Натуральный макет» промыслового животного в магической практике таежных охотников Якутии // Homo Evrasicus в прошлом и настоящем: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием (Санкт-Петербург, 2011). СПб.: СПбГИЭУ, 2012а. С. 32–35.
  • Жукова Л. Н. Очерки по юкагирской культуре. Ч. 2: Мифологическая модель мира. Новосибирск: Наука, 2012b.
  • Жукова Л. Н. Одульский (юкагирский) танец // Очерки по юкагирской культуре. Ч. 3. Якутск: Бичик, 2013. С. 56–63.
  • Жукова Л. Н. Лосиная тема и культ личинок в монументальном и мобильном искусстве аборигенов Якутии (к постановке вопроса) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2021. № 4. С. 34–46.
  • Жукова Л. Н. Фольклорные тексты лесных юкагиров о предметах вооружения и быта (конец XIX — начало XX вв.) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Омск; Тюмень: Полиграфист, 2022а. С. 127–130.
  • Жукова Л. Н. Этнография одного предмета: юкагирский лук // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2022б. № 3. С. 8‒21.
  • Иохельсон В. И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. Якутск: Бичик, 2005а.
  • Иохельсон В. И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы / пер. с англ. В. Х. Иванова, З. И. Ивановой-Унаровой. Новосибирск: Наука, 2005b.
  • Кашин В. А. Неолит Средней Колымы: сборник трудов. Новосибирск: Наука, 2013.
  • Кочмар Н. Н. Писаницы Якутии. Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 1994.
  • Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984.
  • Мочанов Ю. А., Федосеева С. А., Константинов И. В., Антипина Н. В., Аргунов В. Г. Археологические памятники Якутии. Бассейны Вилюя, Анабара и Оленека. М.: Наука, 1991.
  • Нилов В. Н. Северный танец: традиции и современность. М.: Северные просторы. 2001.
  • Нилов В. Н. Традиционная хореография коренных народов Севера и Дальнего Востока России // Фольклор палеоазиатских народов (Материалы и сообщения Международной научной конференции. 26–30 ноября 2003 г.). Якутск: Изд-во ИПМНС СО РАН, 2005. С. 161–171.
  • Окладников А. П. История Якутской АССР. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955.
  • Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.; Л.: Наука, 1966.
  • Окладников А. П. Петроглифы Байкала — памятник древней культуры народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1974.
  • Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. Л.: Наука, 1970.
  • Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука, 1972.
  • Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука, 1976.
  • Окладников А. П., Мазин А. И. Петроглифы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979.
  • Столяр А. Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 31–75.