Байбурин А. К. Вещь в музейных диалогах

Альберт Кашфуллович Байбурин
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-7357-0333
E-mail: abaiburin@yandex.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2024

 

АННОТАЦИЯ. Мир вещей был и остается фундаментом музейного дела. В статье рассматриваются особенности взаимодействия с музейными предметами в этнографическом музее. Такие взаимодействия (диалоги) направлены на конструирование представлений о прошлом и чужом, поскольку этнографический музей ориентирован не только на прошлое (как всякий музей), но и на другие (чужие) культурные традиции. При рассмотрении вещей исходным является положение о том, что они используются в качестве экспонатов благодаря их семиотическим характеристикам. Символическое и практическое содержание «закладывается» в них начиная с процесса их изготовления. Переход вещей в статус музейных экспонатов означает утрату ими своего прежнего культурного контекста, но вместе с тем они приобретают новый, теперь уже музейный статус, который позволяет рассматривать их в качестве знаков/символов той культурной традиции, которой они принадлежали. Для разработки музейных экспозиций следует учитывать две формы функционирования вещей: повседневную и ритуальную. Обычно в музее представлен повседневный порядок взаимодействия вещей. Ритуальный порядок может существенно изменить взгляд на вещи и расширить их содержание. Особенность диалога посетителя с выставленными вещами состоит в том, что он превращается в диалог с самим собой по поводу этих вещей. В этом диалоге с собой и происходит наделение экспонатов своим содержанием.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнографический музей, диалог, вещь, экспонат, символ, знак, семиотический статус, музейный статус

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Байбурин А. К. Вещь в музейных диалогах. Кунсткамера. 2024. 3(25): 6–15. doi 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-6-15

 

DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-6-15
УДК 069:39

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / под ред. А. С. Мыльникова. Л.: Наука, 1989. С. 67–88.
  • Байбурин А. К. Этнографический музей: семиотика и идеология // Новое литературное обозрение. 2004. № 1 (33). С. 81–86.
  • Баранов Д. А. О чем молчат вещи // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 25–39.
  • Баранов Д. А. Об этнографическом измерении материальности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. № 2 (24). С. 36–56.
  • Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / под редакцией В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. С. 134–168.
  • Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей / под редакцией В. Вахштайна. M.: Территория будущего, 2006. С. 199–222.
  • Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.
  • Лярская Е. О «бабушках», модели священного места и музейной этнографии (по материалам экспедиций 2006–2007 гг. в Ямало-Ненецкий автономный округ) // Nomen est omen: сб. статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина (от непослушных учеников). СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. С. 161–177.
  • Незамеченные революции // Антропологический форум 2015. № 24. С. 6–92.
  • Российская антропология и «онтологический поворот» / отв. ред. С. В. Соколовский. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2016.
  • Петряшин C. Соцреализм и этнография: изучение и репрезентация советской современности в этнографическом музее 1930-х гг. // Антропологический форум. 2018. № 39. С. 142–175.
  • Руденко Н. И. Пространство знания этнографического музея: стратегии, техники и репрезентации // Антропологический форум. 2017. № 33. С. 11–36.
  • Силина М. Музей как место конфликта. URL: https://redmuseum.church/silina-museum-as-conflict-zone (дата обращения: 21.03.2024).
  • Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Наука, 1995. С. 7–111.
  • Флоренский П. Органопроекция // Декоративное искусство СССР. 1969. № 145. С. 40–43.
  • Хайдеггер М. Вещь //Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Издательство «Республика», 1993. С. 316–326.
  • Clifford J. Museums as Contact Zones // Routes: Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1997. P. 188–219.
  • Hooper-Greenhill E. A New Communication Model for Museums // Museum Languages: Objects & Texts / ed. G. Kavanagh. Leicester, New York: Leicester University Press, 1991. P. 53–79.
  • Lepinay V. Art of memories: Curating at the Hermitage. New York: Columbia University Press, 2019.