Болашенкова Е. А. Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана

Екатерина Александровна Болашенкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0009-0000-3541-3129
E-mail: e.bolashenkova@spbu.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2024

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны. 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Центральная Азия, постсоветский Таджикистан, школьное образование, учебники истории, исследования памяти

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Болашенкова Е. А. Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана. Кунсткамера. 2024. 3(25): 207–223. doi 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223

 

DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223
УДК 37(575.3)

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПМА 2015 — Полевые материалы автора. Республика Таджикистан, июль-август 2015 г.
  • Литвинский Б. А., Мухтаров А. М. История Таджикской ССР: учеб. пособие для 7–8 классов. Душанбе: Маориф, 1987.
  • Литвинский Б. А., Мухтаров А. М. История Таджикской ССР: учеб. пособие для 8–9 классов. Душанбе: Маориф, 1992.
  • Хайдаров Г. Х. История Таджикской ССР: учеб. пособие для 10–11 классов. Душанбе: Маориф, 1991.
  • Зиёзода Т. Н., Шарифов Р. Я. Таърихи умумӣ: Таърихи асрҳои миёна. Китоби дарсӣ барои синфи 6-уми макотиби таҳсилоти умумӣ. Душанбе: Муҳаммад; Асар, 2012.
  • Хоҷаев С. Таърихи халқи тоҷик, китоби дарсӣ барои синфи 7-ум. Душанбе: Матбуот, 2011.
  • Яъқубов Ю. Таърихи қадими халқи тоҷик (замони ориёиҳо). Китоби дарсӣ барои синфи 5. Алмато: Атамұра, 2000.
  • Яъқубшоҳ Ю. Таърихи халқи тоҷик (ибтидои асрҳои миёна). Китоби дарсӣ барои синфи 6. Душанбе: Офсет, 2011. 
  • Абашин С. Н., Арапов Д. Ю. и др. Центральная Азия в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
  • Васильев А. Г. Современные memory studies и трансформация классического наследия // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории / под. ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2008. С. 19–49.
  • Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. 3-е изд. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009.
  • Махмудов О. Р. Анализ учебников истории общеобразовательных средних школ Таджикистана // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (45). С. 262–267.
  • Репина Л. П. Историческая память и нарративы национальной идентичности: «практика истории на службе памяти» // Прошлое для настоящего: история-память и нарративы национальной идентичности / под общ. ред. Л. П. Репиной. М.: Аквилон, 2020. С. 9–36.
  • Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. 2014. Вып. 2. С. 106–126.
  • Blakkisrud H., Nozimova S. History Writing and Nation Building in Post-Independence Tajikistan // Nationalities Papers. 2010. No. 38 (2). P. 173–189.
  • Hanks R. R. Identity Theft? Ethnosymbolism, Autochtonism, and Aryanism in Uzbek and Tajik National Narratives //Nationalism and Identity Construction in Central Asia. Dimensions, Dynamics, and Directions / ed. M. Y. Omelicheva. Lanham; Boulder; New York; London: Lexington Books, 2015. P. 111–128.
  • Laruelle M. The Return of the Aryan Myth: Tajikistan in Search of a Secularized National Ideology // Nationalities Papers. 2007. No. 35 (1). P. 51–70.
  • Marat E. Nation Branding in Central Asia: A New Campaign to Present Ideas about the State and the Nation // Europe-Asia Studies. 2009. No. 61 (7). P. 1123–1136.
  • Smith A. D. Myths and Memories of the Nation. Oxford: Oxford University Press, 1999.
  • Suyarkulova M. Statehood as Dialogue: Conflicting Historical Narratives of Tajikistan and Uzbekistan // The Transformation of Tajikistan. The Sources of Statehood / eds. J. Heathershaw, E. Herzig. London; New York: Routledge, 2013. P. 161–176.
  • Zelizer B. Reading the Past against the Grain: The Shape of Memory Studies // Critical Studies in Mass Communication. 1995. No. 12 (2). P. 214–239.