Хаздан Е. В. От музейного экспоната к живому звуку: пути реконструкции

Евгения Владимировна Хаздан
Независимый исследователь
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0002-6709-5484
E-mail: kle-zemer@mail.ru

 

 Скачать  |  К содержанию #3. 2024

 

АННОТАЦИЯ. Музей или архив — тихое место. От имени экспонатов говорят их исследователи. Воссоздавая звуковые паттерны прошлого, они нередко исходят не столько из свойств музейных артефактов, сколько из сведений, почерпнутых в трудах музыковедов прошлого, по возможности привлекая разного рода контекстную информацию. Звучание само по себе — до появления фонографа и восковых валиков — не могло быть «законсервировано», но косвенные сведения о нем хранят предметы, проходящие по ведомству археологии (музыкальные инструменты, а чаще их фрагменты), искусствоведения (картины, скульптуры, мозаика, фрески и другие фрагменты декора), музыковедения (различные формы нотации). Исторический контекст восполнялся с опорой на тексты книг, важнейшей из которых выступала Библия. Наиболее ранние примеры нотной фиксации напевов, с которыми полагалось читать Священное Писание, представлены в труде основоположника христианской каббалы Иоганнеса Рейхлина. Современные методики далеко не всегда позволяют безошибочно идентифицировать звуковоспроизводящие орудия, реконструировать их строй. Еще сложнее восстановить репертуар, определить исполнительскую ситуацию и ее обрядовый контекст. В статье сравниваются возможности извлечения информации о звуковых кодах прошлого из разных источников, а результаты исследований соотносятся с живой традицией. Материалом для изучения послужили артефакты, относящиеся к культуре древних народов Ближнего Востока, а также европейской христианской традиции, интерпретирующей Ветхий Завет.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аудиальный код, музыкальные инструменты, музыкальная археология, фиксация музыкальной традиции

 

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Хаздан Е. В. От музейного экспоната к живому звуку: пути реконструкции. Кунсткамера. 2024. 3(25): 57–69. doi 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-57-69

 

DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-57-69
УДК 316.722+78.072.2

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia historica).
  • Дюринг Ж. Голос духов и скрытая сторона музыки. Путь мастера Хатама ‘Асгари / пер. с фр. Н. Тарик // Музыка в контексте ислама: традиции Ирана: сб. статей. М.: ООО «Сандра», 2019. С. 430–482. (Единство красоты. Ислам и музыка).
  • Земцовский И. И. Антропология музыкального существования: книга об универсалии. СПб.: Композитор, 2023.
  • Иванова С. В. Ангельские трубы в средневековом христианском искусстве // Opera musicologica. 2022. № 3. С. 46–53.
  • Кетувим / ред. Д. Йосифон. Иерусалим: Мосад арав Кук, 1978.
  • Мишна: раздел Моэд [Время] / пер. и коммент. М. Левинов; гл. ред. Б. Горин; науч. ред. Г. Канторович. М.: Книжники; Лехаим, 2011 (Библиотека еврейских текстов. Первоисточники).
  • Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных / пер. и коммент. М. А. Шнейдера; науч. ред. У. Гершовича. Иерусалим: Менахем; М.: Гешарим, 2010. (Алеф — изыскания в еврейской мистике и философии).
  • Олесницкий А. А. Древнееврейская музыка и пение // Труды Киевской духовной академии. 1871, ноябрь. С. 107–161.
  • Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994.
  • Путилов Б. Н. Теоретические проблемы современной фольклористики: курс лекций для студентов Музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории (1995–1996) / науч. ред., автор предисл. и примеч. А. Ф. Некрылова. СПб.: Изд.-полиграф. центр Санкт-Петербургского гос. ун-та промышл. технологий и дизайна, 2006.
  • Руссо Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании / пер. Е. М. Лысенко // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3-х т. / сост. И. Е. Верцман. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. Т. 1. С. 221–267.
  • Хаздан Е. В. От масоретских помет к знакам кантилляции: динамика восприятия // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 4: в 2 т. / ред.-сост. С. И. Хватова. Краснодар: Магарин О. Г., 2020a. Т. 1. С. 288–310.
  • Хаздан Е. В. «Глас в пустыне»: трактовки стиха из Книги Исайи в русских и европейских переводах: К вопросу о динамике взаимодействия культур // Этнография. 2020b. № 2 (8). С. 80–102.
  • Burney Ch. A general history of music, from the earliest ages to the present period. To which is prefixed, a dissertation on the music of the ancients. London: [Printed for the author], 1776.
  • Hawkins J. General History of the Science and Practice of Music: in 5 vols. London: T. Payne, 1776. Vol. 1.
  • Khazdan E. From Masoretic Signs to Cantillation Marks: Initial Steps (On the Virtual Dialogue between Alfonso de Zamora and Johannes Reuchlin) // Lietuvos muzikologija. 2021. T. 22. P. 56–64.
  • Kircher A. Musurgia universalis, sive ars magnæ consoni et dissoni: in 10 libros digesta. T. I: Liber 2. Romæ: Franceso Corbelletti, 1650.
  • de La Fage J.A. Histoire générale de la musique et de la danse. Tome deuxième. Antiquité. Musique des Égyptiens et des Hébreux. Paris: Comptoir des Imprimeurs Unis, 1844.
  • Martini G. B. Storia della musica: in 3 vols. Bologna: Lelio dalla Volpe, 1757. Vol. 1.
  • Reuchlin J. De accentibus et orthographia linguae Hebraicæ: Libri tres. Hagenau: T. Anshelm, 1518.
  • Rosowsky S. The Cantillation of the Bible: The Five Books of Moses. New York: The Reconstructionist Press, 1957.
  • Seroussi E. In Search of Jewish Musical Antiquity in the 18th-century Venetian Ghetto: Reconsidering the Hebrew Melodies in Benedetto Marcello’s “Estro Poetico-Armonico” // The Jewish Quarterly Review. 2002. Vol. 93, no. 1–2. P. 149–200.
  • Shiloah A. Jewish Musical Traditions. Detroit: Wayne State University Press, 1992.
  • Sounds of Ancient Music: Catalogue / ed. by J. G. Westenholz. Jerusalem: Bible Lands Museum Jerusalem, 2007.
  • Werner E. A Voice Still Heard: The Sacred Songs of the Ashkenazic Jews. University Park, PA. London: The Pennsylvania State University, 1976.
  • Wickes W. Hebrew Accentuation. A Treatise on the Accentuation of the Three So-Called Poetical Books of the Old Testament: Psalms, Proverbs and Job. Oxford: Oxford University Press, 1881.