Крапивин И. С. Хиджама и биомедицина: между конфронтацией и признанием авторитета
Илья Сергеевич Крапивин
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ORCID: 0000-0001-6019-8248
E-mail: krapivin585@gmail.com
Скачать | К содержанию #3. 2024
АННОТАЦИЯ. Хиджама — мусульманское лечебное кровопускание, основанное на хадисах и опыте пророка Мухаммеда. Считается, что удаление «застоявшейся» крови оказывает терапевтический эффект и может быть использовано для лечения различных болезней. За счет относительной простоты хиджама стала набирать популярность в исламских регионах в середине 2000-х годов. Для последних лет характерно перемещение процедуры за пределы мусульманских сообществ. Подобный переход повлиял на саму практику, языки легитимации, профессионализацию и коммерциализацию процедуры. В фокусе внимания практиков кровопускания — хаджамов — находится официальная медицина. Отношение к ней отличается неоднозначностью, так как информанты отождествляют и одновременно противопоставляют ей свою медицинскую практику и взгляды на здоровье. В статье рассматривается, как хаджамы выстраивают отношения с биомедициной и врачами, определяют границы своей практики, какую риторику используют для обоснования эффективности кровопускания. Удалось выявить два способа обоснования эффективности хиджамы. Первый обращается к гуморальным представлениям о здоровье и природе болезней, в то время как второй активно использует биомедицинскую лексику для определения физических состояний. Врачи могут выступать как объектом критики, так и авторитетом, подтверждающим эффективность хиджамы. Хаджамы, будучи практиками альтернативной медицины, неизменно обращаются к доминирующей биомедицине, чтобы одновременно противопоставить ей свой терапевтический метод и использовать ее в качестве ролевой модели.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кровопускание, хиджама, медицинская антропология, медицинский плюрализм, ислам, пророческая медицина
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Крапивин И. С. Хиджама и биомедицина: между конфронтацией и признанием авторитета. Кунсткамера. 2024. № 3(25): 151–169. doi 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-151-169
DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-151-169
УДК 316.72:61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Аякова Ж.А. Феномен секулярного буддизма как явление западного общества: медитация, ум и жизнь // Logos et Praxis. 2017. Vol. 16, № 2. P. 107–114.
- Деминцева Е. Б., Кашницкий Д. С. Медицинская помощь мигрантам из Средней Азии в Москве в условиях социальной исключенности // Вестник Российской нации. 2015. № 4. С. 214–226.
- Adler S. R. Integrative Medicine and Culture: Toward an Anthropology of CAM // Medical Anthropology Quarterly. 2002. Vol. 16, № 4. P. 412–414.
- Brosnan C., Vuolanto P., Danell J. A. B. Introduction: Reconceptualising Complementary and Alternative Medicine as Knowledge Production and Social Transformation // Complementary and Alternative Medicine: Knowledge Production and Social Transformation / Ed. by C. Brosnan, P. Vuolanto, J. A. B. Danell. Palgrave Macmillan, 2018. P. 1–29.
- Cieślewska A., Blajet Z. The Spiritual Industry of Central Asian Migrants in Moscow // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2020. Vol. 12, № 1. P. 106–126.
- Eisenberg D. M., Kessler R. C., Foster C., Norlock F. E., Calkins D. R., Delbanco T. L. Unconventional Medicine in the United States — Prevalence, Costs, and Patterns of Use // New England Journal of Medicine. 1993. Vol. 328, № 4. P. 246–252.
- Hahn R., Kleinman A. Biomedical Practice and Anthropological Theory: Frameworks and Directions // Annual Review of Anthropology. 1983. Vol. 12. P. 305–333.
- Hampshire K. R., Owusu S. A. Grandfathers, Google, and Dreams: Medical Pluralism, Globalization, and New Healing Encounters in Ghana // Medical Anthropology. 2013. Vol. 32, № 3. P. 247–265.
- Heelas P. Challenging Secularization Theory: the Growth of 'New Age' Spiritualities of Life // The Hedgehog Review. 2006. Vol. 8, № 1–2. P. 46–59.
- Keshet Y. The Untenable Boundaries of Biomedical Knowledge: Epistemologies and Rhetoric Strategies in the Debate over Evaluating Complementary and Alternative Medicine // Health. 2009. Vol. 13, № 2. P. 131–155.
- Montgomery S. L. Illness and Image in Holistic Discourse: How Alternative Is «Alternative»? // Cultural Critique. 1993. № 25. P. 65–89.
- Ning A. Regulating Health Professions and Chinese Medicine in Ontario // Alternative Health Care in Canada: Nineteenth and Twentieth-Century Perspectives / Ed. by J. K. Crellin, R. R. Andersen, and J. T. H. Connor. Canadian Scholars’ Press, 1997. P. 231–241.
- Nolan-Thomas E. Practicing the Prophet’s Medicine: Health, Illness, and Islamic Therapeutics in Indonesia: PhD diss.University of Michigan, 2023.
- Owens K. Boundary Objects in Complementary and Alternative Medicine: Acupuncture vs Christian Science // Social Science & Medicine. 2015. Vol. 128. P. 18–24.
- Qureshi N. A., Ali G. A., Abushanab T. Sh., El-Olemy A. T., Alqaed M. S., El-Subai I. S., Al-Bedah AMN. History of Cupping (Hijama): a Narrative Review of Literature // Journal of Integrative Medicine. 2017. Vol. 15, № 3. P. 172–181.
- Shuval J. T., Gross R., Ashkenazi Ya., Schachter L. Integrating CAM and Biomedicine in Primary Care Settings: Physicians’ Perspectives on Boundaries and Boundary Work // Qualitative Health Research. 2012. Vol. 22, № 10. P. 1317–1329.
- Stenger V. J. The Physics of Alternative Medicine: Bioenergetic Fields // The Scientific Review of Alternative Medicine. 1999. Vol. 3, № 1. P. 1–6.
- Stoner B. P. Understanding Medical Systems: Traditional, Modern, and Syncretic Health Care Alternatives in Medically Pluralistic Societies // Medical Anthropology Quarterly. 1986. Vol. 17, № 2. P. 44–48.
- Turaeva R. Muslim Orders in Russia: Trade Networks and Hijama Healing // Nationalities Papers. 2020. Vol. 48, № 4. P. 661–674.
- Turaeva R., Brose M. Halal Markets in non-Muslim Secular Societies: Halal as Brand, Halal as Practice // Sociology of Islam. 2020. Vol. 8, № 3–4. P. 295–306.
- Weber A. S. Clinical Applications of the History of Medicine in Muslim-Majority Nations // Journal of the History of Medicine and Allied Sciences. 2023. Vol. 78, № 1. P. 46–61.
- Zakharova E., Kołodziejska I., Kaliszewska I. Grey Zone Healers and the COVID-19 Pandemic in Chechnya, Russia // Journal of Religion and Health. 2024. Vol. 52, № 3. P. 1–23.